2 железных креста за 1 бой

U-29
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Корветтен-капитан Шухарт начал свою службу в рейхсмарине в 1929 году, сначала в надводном флоте, на крейсерах — сперва на «Emden», потом на «Karlsruhe». Позже в течение двух лет он служил на линейном корабле «Schleswig- Holstein». С 1936 г. Отто Шухарт перешел в подводный флот. Накануне Второй мировой войны он вступил в командование подводной лодкой U-29 из 2.U флотилии Saltzwedel в Вильгельмсхафене. Первым помощником у него был в будущем известный ас- подводник Георг Лассен. U-29 в сентябре 1939-го, оперируя в Атлантике на ближних подступах к Англии, потопил 12 кораблей. 17.09.39 этот список пополнил «Courageous» (18600 т).

Подводная лодка U-29 возвращалась с позиции в базу. Примерно в 18:00 командир Шухарт заметил дымы приближающихся кораблей противника. Вскоре выяснилось, что у юго-западного побережья Ирландии пути немецкой субмарины пересеклись с авианосцем «Courageous», шедшим в эскорте четырех эсминцев.

В этом походе U-29 уже добилась боевых успехов. Она не стала первой результативной подлодкой кригсмарине, уступая U-47 Прина и U-48 Шульце, но 7 сентября и Шухарт нашел свою цель, открыв боевой счет: он потопил танкер «Regent Tiger», 14 сентября без предупреждения U-29 потопила транспорт «British Influence»… Но эта и другие победы были над гражданскими судами, теперь же перед U-29 проходило боевое соединение, способное ответить ударом на удар. (Не известно, знал ли Шухарт о гибели U-39 Глаттеса при неудачной атаке «Arc Royal»). Английские корабли проходили перед U-29 со скоростью 15 узлов, а подводная лодка оставалась простым наблюдателем их маневров. Скорость и курс британской эскадры не позволяли атаковать хоть с какими-либо шансами на успех.

U-29

Ситуация в корне изменилась приблизительно в половине восьмого: «Courageous» начал выполнять маневр для принятия самолета и теперь сам входил на прицел немецкой субмарины. Шухарт осознавал, что преследование его лодки после атаки может оказаться продолжительным и жестоким, но не мог упустить представившийся шанс. В 19:50 U-29 выпустила три торпеды по авианосцу с дистанции чуть менее 2700 м. Две из них достигли цели, попав в машинное и котельное отделения с левого борта.

Надо сказать несколько слов о «Courageous». Этот авианосец был перестроен в 1928 г. из линейного крейсера конца Первой мировой войны (спущен в 1916 г., закончен постройкой в 1917 г.).

Трудно обсуждать, каким он был авианосцем — в этом плане корабль никак себя проявить не успел, но специалисты (правда, задним числом) отмечали, что конструктивные элементы системы непотопляемости — переборки, резервные энергетические системы, водоотливные насосы и системы выравнивания крена на авианосце были «не на уровне». Да и корпус после более чем двадцатилетней эксплуатации уже не обладал прежней прочностью.

Взрывы торпед были достаточно сильными, что позволило потом говорить о детонации боеприпасов авианосца. Значительных пожаров не было, но проблема во многом усугублялась тем, что практически сразу бортовая электросеть вышла из строя. В первые минуты экипаж предпринимал интенсивные усилия по спасению корабля, заваливавшегося на левый борт. Однако попытки контрзатопления цистерн и отсеков по правому борту ожидаемых результатов не дали. И тогда в районе 20:00 командор Мэкэйн-Джонс (W.T.Makeing-Jones) отдал свой последний приказ, звучавший дословно: — Оставить корабль! Каждый сам за себя!

По морской традиции командир остался на мостике корабля и пошел с ним на дно. После пятнадцатиминутной агонии «Coureges» затонул. Гибель первого крупного британского корабля во Второй мировой войне широко описывалось британской прессой. Подробное описание гибели командора Мэкэйн-Джонса было помещено в «Daily Express».

Но вернемся к подводной лодке. Корабли охранения, хотя и были отвлечены спасением людей (удалось спасти свыше 600 человек, 518 погибло, один из спасенных умер, потому в ряде источников фигурирует цифра 519 жертв), но вскоре начали активно преследовать подводную лодку.

Это преследование длилось около 2 часов и на U-29 было сброшено несколько десятков глубинных бомб. В пропагандистском материале, изданном в Германии, отмечалось, что субмарина ушла, опустившись на максимально допустимую глубину 80 м, а английские бомбы рвались выше. Есть вполне обоснованные предположения, что здесь приведена неточная цифра: немецкие подводники часто практиковали погружения глубже допустимых пределов, уклоняясь таким образом от глубинных бомб, установленных на меньшие значения глубин.

Как бы там ни было, но U-29 ушла от преследования. В Вильгельмсхафене лодку уже ждали. Об успехе подводников сообщило английское радио. По случаю прибывший в Вильгельмсхафен Гитлер лично поздравлял команду и вручал награды.

Это была первая выдающаяся победа подводных лодок в годы Второй мировой войны, весь экипаж субмарины по возвращении был награжден Железными крестами второго класса, а командир Отто Шухарт сразу двумя Железными крестами — первого и второго классов.

В течение 1941 г. Шухарт преподавал на 1-м факультете морской академии (1 ULD), а с июня 1943 г. возглавил 21-ю флотилию. Последние месяцы войны он провел в Фленсбург-Мюрвике. После войны некоторое время Отто Шухарт оставался не у дел, но с 1955 г. продолжил службу в бундесмарине. В запас он ушел в 1967 г. в звании капитана-цурзее. Его лодка U-29 сохранялась как учебная все годы войны и была затоплена в Фленсбурге 4.05.45.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *