Амазонки. Правда и вымысел

Амазонки. Правда и вымысел

Храбрые воинственные женщины-амазонки были особой силой, с которой считались в древнегреческой мифологии. Но существовали ли на самом деле эти женщины-воины? Очень часто в академическом мире возникали споры вокруг исторического существования амазонок или любого другого матриархального общества.

Швейцарский профессор права Якоб Баховен в 1861 году выдвинул свой радикальный тезис о том, что амазонки не являются мифом, они были на самом деле, и это является фактом. Он считал, что общество сначала находилось под властью женщин, а потом постепенно перешло к патриархату, и этот переход случился на заре цивилизации. Об этом Фридрих Энгельс писал, что свержение матриархального права было всемирно-историческим поражением женского пола. Женщину унизили, сделав рабом похоти мужчин и машиной для рождения детей.

В XX веке некоторые мыслители утверждали, что амазонки скорее всего были безбородыми лучниками-монголоидами, которых греки по ошибке принимали за воинственных представительниц слабого пола. Другие настаивали на том, что амазонки – всего лишь орудие пропаганды, которое использовали афиняне во время политических баталий. А третьи, теоретики-фрейдисты, оставались относительно равнодушными к спорам. Для них идея амазонок была гораздо более интересной в абстрактном плане, чем во фрагментах глиняной посуды или наконечниках стрел. В мифах амазонки были источником неврозов афинских мужчин.

Однако ни одна из теорий адекватно не объясняла происхождения амазонок. Если они являлись плодом древнегреческого воображения, тогда остался не закрытым вопрос, что послужило источником такой бурной сложной фантазии? Даже само их название является загадкой, вводившей в заблуждение древних греков. Эллины искали ключи к разгадке. Они анализировали этимологию амазонок.

Самым популярным было объяснение, что амазонки от слов, на греческом означавших «без груди», «жить вместе» и «с поясом». В древнегреческом обществе витала идея о том, что воинственные женщины отрезают или прижигают себе правую грудь. Это амазонки делают для того, чтобы молочная железа не мешала им стрелять из лука. Такая дикая правдоподобность очень нравилась древним грекам.

Упоминание об амазонках есть в работах древнегреческого поэта Гомера. О них он впервые упомянул в «Илиаде». Действие в этом произведении происходит во время бронзового века. Гомер несколько бегло применил термин «амазонки», получивший позднее несколько разных переводов. Данное слово трактовали, как «враждебные люди», «равные люди» и ещё в нескольких вариациях. Они считались достойными противниками мужчин в трудах Гомера. Амазонки могли похвастаться убийством, но в то же время они не выглядели трусливыми хулиганками.

Следующие за Гомером поэты стали ещё больше восхвалять амазонок. У них амазонки играли важную роль во время Троянской войны. Они выступали на стороне троянцев. В произведении Арктина Милетского Ахиллес убил царицу амазонок – Пентесилею в рукопашной схватке. Во время боя он в одно мгновение влюбился в воительницу, когда шлем во время боя слетел с её головы, открыв прекрасное лицо.

После этого амазонки всё чаще стали появляться в древнегреческих легендах. Они участвовали в основании Афин. Девятым подвигом мифического Геракла, смертного, ставшего богом, было обретение пояса, принадлежавшего царице амазонок, Ипполите.

Амазонки. Правда и вымысел

В VI веке до нашей эры основание Афин и поражение амазонок были связаны воедино, как демократия и подчинение женщин. Греки адаптировали для включения Тесея миф о «Геркулесе и амазонках». Афиняне почитали Тесея, как объединителя Древней Греции. В этих новых мифах амазонки напали на город во время Аттической войны. Плутарх в I веке писал, что амазонки не были для Тесея ни банальным, ни женским делом. Они представляли реальную угрозу. Так как им удалось завладеть окрестностями и приблизится к городу, чтобы разбить там свой лагерь.

Это они, согласно Плутарху, сделали, отнюдь, не по незнанию и не случайно.

Первые древнегреческие изображения воинов, сражающихся с полуобнажёнными амазонками, появились на керамической посуде около VI века до нашей эры. Такой сюжет очень нравился древним грекам. «Амазономахия», битва с амазонками, очень быстро прижилась в древнегреческом обществе. Она стала проявляться не только в керамике, но и в ювелирных изделиях, фризах, предметах быта. Образы сражающихся амазонок можно было увидеть повсюду, они стали обычным явлением в древнегреческом мире. Они сочетали в себе очарование секся с дрожью опасности. Графические изображения амазонок отличались от их поэтических образов. Художники и скульпторы не хотели изображать воительниц без одной груди. Они воспевали физическое совершенство.

Чем сильнее амазонки покоряли греческие умы, там сильнее греки стали искать доказательства их реального существования. К этому приложил все свои усилия в V веке до нашей эры древнегреческий историк Геродот. По его мнению, столица амазонок, укреплённый город Фемискира, располагался около реки Термодонт недалеко от Чёрного моря, где сейчас расположена современная Турция. Амазонки совершали свои мародёрские набеги на соседние земли. Раз в год они совокуплялись с мужчинами с соседних земель, чтобы потом родить от них детей.

Подросших мальчиков воительницы отправляли к мужчинам-отцам. Девочки оставались в женском обществе, где из них растили настоящих воинов. В битве при Термодонте настал конец их идиллического существования. Пленных амазонок посадили на три корабля и увезли в плен по Чёрному морю. Однако корабли сели на мель недалеко от Скифии. После этого чуть было не завязалось сражение между амазонками и скифами. Но между воинами мужчинами и воительницами возникла любовь.

И скифы, и амазонки смешались друг с другом. Их дети стали новым кочевым племенем савроматов, которое поселилось на северо-востоке степей. Амазонки продолжали свои воинственные традиции. Они скакали верхом на конях наравне со своими мужчинами. На поле боя они сражались в мужской одежде. Согласно закону нового племени, ни одна женщина не могла выйти замуж, пока не убьёт мужчину-врага в бою.

После Геродота амазонок чуть не забыли. Но в 1990-х годах совместной российско-американской группе археологов удалось сделать необычное открытие. Учёные раскопали несколько курганов около Покровки, российского степного населённого пункта рядом с границей Казахстана. Там они обнаружили вещи, принадлежавшие племени савроматов и их потомков сарматов.

В курганах были захоронения необычных женщин-воительниц. Женщины были похоронены вместе с оружием. Скелет одной из них был с кинжалом на левом боку и наконечниками стрел, сделанных из бронзы, – на левом. В кость, принадлежавшую другой женщине, был вдавлен наконечник стрелы. Археологи были поражены таким обилием кинжалов и других видов оружия в женских захоронениях.

Так что можно сделать вывод, что все рассказы об амазонках не являются мифом. Воинственные женщины в действительности существовали, что подтверждают археологические находки в районе российской Покровки. Конечно, древние греки считали амазонок невероятным отклонением, хотя за пределами Адриатики, такой социальный строй всё же существовал.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Кирилл

    Рожденных мальчиков амазонки убивали, а не отправляли куда-то

    Ответить