Атака была отбита

Неожиданная атака
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ранним утром 23 августа 1942 года буксирный пароход «Сократ» (капитан А. И. Кривцов) вел в Сталинград наливную баржу «Кобра», в трюмах которой было 5 тысяч тонн бензина.

На Капитанском перекате караван был атакован группой вражеских самолетов. Этому нападению предшествовало появление над караваном немецкого самолета-разведчика. Зенитчики «Сократа» во главе с лейтенантом Л. Я. Муравским были наготове и немедленно открыли огонь.

Капитан Кривцов скомандовал стоявшему за штурвалом комсомольцу В. Бочарову: «Веди судно зигзагами».

Огонь зенитчиков и умелый маневр капитана не позволили врагу сбросить бомбы на цель. Атака была отбита, и «Сократ» продолжал следовать своим курсом.

Вечером уже при подходе к Сталинграду «Сократ» снова подвергся нападению немецких самолетов. И снова зенитчики Муравского открыли меткий огонь по врагу. Атака снова была отбита, а два вражеских самолета были сбиты.

Буксирный пароход «Орджоникидзе» (капитан Л. А. Загрядцев, комиссар Г. И. Зайцев) 20 сентября 1942 года прибыл с караваном из двух барж на рейд пристани Владимировка.

К судну подошел по служебным делам баркас «Гетман».

В это время более 10 вражеских бомбардировщиков совершили налет на порт Владимировку и стоявшие на рейде суда. Зенитчики «Орджоникидзе» открыли огонь по самолетам противника. Сброшенные бомбы в цель не попали, однако близкие от борта судна разрывы сделали пробоины, в которые стала поступать вода. Осколками этих бомб были убиты капитан Л. А. Загрядцев и комиссар Г. И. Зайцев, а также масленщик А. Матерущев и масленщик с баркаса «Гетман».

Атака была отбита

Принявший командование судном 1-й штурман буксира «Орджоникидзе» А. М. Давыдычев оставил буксируемые баржи на якоре, а сам, дав ход судну, вывел его на мелкое место. Машинная команда во главе с механиком А. М. Семкиным приступила к заделке пробоин и откачке воды из трюмов. Через несколько часов пароход был готов к походу.

Капитан Л. А. Загрядцев, комиссар Г. И. Зайцев и оба масленщика были похоронены во Владимировке.

В конце октября 1942 года капитаном парохода «Орджоникидзе» был назначен Н. М. Трофимов, бывший капитан парохода «Армянин», подорвавшегося на мине в районе Черного Яра 16 октября 1942 года.

В ноябре — декабре 1942 года до самого ледостава на Волге буксирный пароход «Орджоникидзе» работал на сталинградских переправах южнее города, переправляя защитникам города все необходимое.

Особенно тяжелой была работа во льдах. Однажды в конце ноября во время сильного ледохода «Орджоникидзе» доставлял в Сталинград металлическую баржу с людским пополнением и различными военными грузами. Суда затерло льдами, в результате чего баржу снесло с фарватера и она подорвалась на мине. Капитан Н. М. Трофимов, подойдя к ней, снял с нее всех людей и часть грузов.

19 сентября в районе Черного Яра подорвался на мине и затонул буксирный пароход «Траулер» (капитан Ф. И. Шептунов). Погибли капитан судна, механик Н. С. Шамаев и другие члены экипажа.

20 сентября 1942 года в районе Чертковского Яра подорвался на мине буксирный пароход «Струя» (капитан Г. И. Бушуев). Погибли капитан и 4 человека из состава экипажа.

24 октября 1942 года подорвался на мине и затонул в районе Солодников буксирный пароход «Яков Ермак» (капитан А. А. Дегтярев). Вместе с капитаном погибли 2 человека из состава экипажа. Этот пароход работал на линии Владимировка — Сталинград, доставляя фронтам военные грузы и войска. Обратными рейсами из Сталинграда на нем вывозили раненых. Его неоднократно бомбили и обстреливали вражеские самолеты, но, отбиваясь от их атак, экипаж всегда благополучно выполнял задания по перевозкам.

24 октября «Яков Ермак» совершал свой очередной рейс в Сталинград. На буксире он вел баржу с боеприпасами. В районе Солодниковского переката над судном появился на большой высоте немецкий самолет-разведчик, который был отогнан огнем зенитной артиллерии парохода. Но в это время под судном разорвалась мина. Взрывом снесло рулевую рубку вместе с капитаном, штурманом и штурвальным. Все они погибли.

Баржа с боеприпасами была доставлена в Сталинград другим судном.

Много было совершено опасных рейсов по заминированной Волге, часто под бомбежкой и обстрелом вражеских самолетов.

Пароход «Гончаров» был оборудован на 300 мест для раненых, но всегда на его борту было по 1500-1800 человек. Койками и носилками с ранеными приходилось занимать даже главную палубу, пролеты, коридоры и открытые террасы.

На пароходе были установлены зенитные средства: 37-миллиметровые автоматическая пушка и 3 пулеметные установки.

Всего на этом пароходе было вывезено из района Сталинграда 14 тысяч раненых. Последний рейс был совершен 4 ноября 1942 года. В селе Водяное на его борт погрузили несколько сот раненых, которых доставили в Куйбышев, после чего из-за сильного ледохода пароход прекратил свои рейсы.

Моряки Волжской военной флотилии продолжали траление Волги от мин до самого ледохода, работая с огромным напряжением. Эта полная опасности работа не обходилась без жертв — три речных тральщика и несколько трал-барж подорвались на минах. В районе Угольного яра 31 июля 1942 года подорвался на мине, но остался на плаву тральщик № 124 Волжской военной флотилии. На нем было ранено 5 моряков.

При производстве траления у входа в Булгаковский затон 31 августа 1942 года подорвался на мине тральщик № 127 (командир тральщика старшина 2-й статьи А. А. Шилянович). Судно осталось на плаву, хотя и было сильно повреждено. При взрыве моряки И. Г. Любченко, Л. Б. Кандыбин, Н. С. Киселев были ранены. Поврежденный тральщик был отбуксирован в базу тральщиком № 122 под командованием старшины 2-й статьи А. Фионова.

22 сентября 1942 года при тралении на Старицком перекате подорвался на мине и погиб со всем личным составом, за исключением одного моряка, тральщик № 121 (командир старшина 2-й статьи А. М. Яриков). На нем же погибли бакенщики И. Михайлов и Л. Харьков. Экипажи речных тральщиков за период навигации 1942 года вытралили 20 мин (в июле — 4, в августе — 12, в сентябре — 1, в ноябре — 3). Большая часть мин была сброшена противником вне фарватеров, а часть взорвалась при их постановке. 31 мина взорвалась под судами и вывела их из строя.

Всего за навигацию 1942 года из 340 сброшенных в Волгу мин 211 было обезврежено, из оставшихся 129 мин большинство не представляло опасности для судоходства, так как находились в основном вне фарватера реки.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *