Баркас «Абхазец»

Баркас абхазец

Умело маневрируя, увертываясь от разрывов мин и снарядов, а иногда и от бомбежки самолетов, «Абхазец» всегда успешно совершал дневные рейсы. И это было удивительно, так как не только само судно оставалось неповрежденным, но на нем не было потеряно ни одного человека! Даже те, кто был ранен, были ранены легко и возвращались снова на свой родной баркас.

Одному из авторов довелось беседовать с капитаном легендарного «Абхазца» А. Н. Хлыниным в 1979 году. В свои 77 лет Анатолий Николаевич выглядел бодрым, здоровым, полным энергии. Он хорошо помнил события Сталинградской обороны и, конечно, все, что касалось его родного «Абхазца».

Вспоминая дела давно минувших дней, Хлынин рассказывал: «Про «Абхазец» и его команду говорили, что нам везет. Действительно, под какой бы огонь или бомбежку мы ни попадали, всегда благополучно выходили из-под удара. Правда, пробоин в корпусе было, как в решете. Конечно, нам везло, но в каждом везении есть причина. По-моему, играл большое значение наш опыт. Если, к примеру, вражеский снаряд упал за кормой, то следующего жди впереди, а третий может быть либо у самого борта, либо в палубе судна.

С учетом этого и маневрировали. Рулевые понимали меня с полуслова. Но и здесь рецептов на маневр установить невозможно. Подсказывала интуиция, выработанная опытом, какое-то чутье. Второе, что помогало выводить судно из самых трудных положений — это высокая выучка команды и железная дисциплина. Каждый стоял на своем посту, как солдат на фронте, и выполнял все приказы капитана четко и быстро. Каждый знал свое судно как свои пять пальцев! Весь экипаж горел желанием выполнить свой долг по защите родного города».

В команде «Абхазца» работали две женщины матросами, М. Ягупова и И. Кожухова. Мария была дважды ранена.

Как-то днем «Абхазец» попал под бомбежку фашистского самолета. Сбросив все свои бомбы и убедившись, что ни одна из них не попала в судно, гитлеровский стервятник стал «поливать» «Абхазец» из пушек и пулеметов. Но и этим не удалось ему уничтожить судно. В это время и была ранена Ягупова в первый раз. Отправили ее в медсанбат, откуда она вскоре возвратилась, попросив разрешения остаться на судне. Время было трудное, каждый человек был на счету, и капитан А. Н. Хлынин не стал препятствовать ее желанию.

Второй раз «Абхазец» обстреливали фашисты снарядами и минами. Мария была в это время на вахте, и ее ранило вторично. Прибыв из госпиталя, отважная женщина пожелала остаться на судне и тут же заступила на вахту.

В последних числах сентября у северного причала «Красного Октября» минометным огнем перебило швартовы у одной из барж, и ее понесло течением вниз по реке. Команда «Абхазца» получила приказ нагнать баржу, забуксировать ее и провести на место, к причалу.

Баркас абхазец

Баржу все дальше и дальше относило к берегу, занятому врагом. Было 9 часов утра. Видимость хорошая. «Абхазец» немедленно вышел на середину реки, направляясь к барже. Противник открыл огонь по баркасу. Вскоре осколками мин и снарядов была повреждена рулевая рубка, во многих местах корпуса и в дымовой трубе появились пробоины.

Несмотря на бешеный огонь, баркас подошел к барже. Через минуту матросы Членов и Кострюков были уже на борту и заводили стальной буксирный трос на носу. Но тут осколком ранило рулевого Членова. Буксирный трос пришлось заводить одному Кострюкову. Он с этим делом справился, и «Абхазец», дав ход, потащил баржу к причалам «Красного Октября». Через некоторое время она была на месте.

В первых числах октября «Абхазец» стоял у правого берега. В середине дня от левого берега Волги отошли несколько лодок с боеприпасами и бойцами на борту. Был сильный верховой ветер и большие волны. Несмотря на это, лодки упорно продвигались к правому берегу.

Вдруг из-за зайцевского леса появились вражеские «мессеры» и стали вести огонь из пулеметов и пушек по беззащитным лодкам. Одна из них оказалась затопленной, люди очутились в воде. Капитан Хлынин приказал отдать швартовы и подготовить спасательные средства. Спасать бойцов пришлось при помощи бросательных концов, так как подойти к ним из-за больших волн было невозможно. Всех, кто держался на воде, вытащили на палубу «Абхазца».

Вспоминая другие эпизоды из богатой событиями боевой жизни баркаса, Анатолий Николаевич продолжал: «В одну из октябрьских ночей мы подходили к причалу левого берега, где стояла баржа с боеприпасами. Мы ее должны были отбуксировать на «Красный Октябрь». В это время, как назло, показалась из-за облаков луна, и немцы открыли огонь по причалам и судам. Как потом оказалось, разрывом одного из снарядов в барже выше ватерлинии были сделаны две пробоины. Пока баржу брали на буксир, их никто не заметил, а когда стали пересекать Волгу, вода хлынула в эти пробоины. Бойцы на барже подняли тревогу. Несмотря на то, что немцы нас обстреливали, пришлось остановиться. Мы подошли к барже.

В трюме уже была вода, и мне пришлось бродить по пояс в ней, чтобы отыскать пробоины. Вскоре я их нашел, но заделывать их было нечем. Я крикнул наверх:

— А ну, ребята, давайте шинели, иначе пойдем ко дну!

В трюм полетели шинели и ватники. Когда заделали пробоины, не мешкая, двинулись к «Красному Октябрю».

Освещая Волгу ракетами и светящимися бомбами, гитлеровцы продолжали вести огонь по «Абхазцу» и по барже. Через несколько минут одна из мин разорвалась прямо на палубе баржи и вызвала пожар.

«Абхазец», отдав буксир, снова подошел к барже, и экипаж вместе с красноармейцами ликвидировали огонь. С такими «приключениями» баржа, имевшая на борту 500 тонн боеприпасов, была доставлена к причалам «Красного Октября».

Погиб наш «Абхазец» 14 октября 1942 года. Вернулись мы ночью с ранеными к причалам левого берега южнее Скудры и стали разгружаться. Когда последний раненый был уже на берегу, команда ушла на берег в блиндажи, чтобы немного отдохнуть, пока будет идти погрузка.

Рассветало. Когда стало светло, немцы открыли сильный огонь из орудий и минометов. Один из снарядов пробил корму баркаса, и он стал погружаться в воду. Вслед за этим попало еще несколько снарядов, и судно затонуло. Никто из членов команды не пострадал.

В феврале 1943 года, не дожидаясь освобождения Волги ото льда, экроновцы подняли «Абхазец» со дна Волги. Мы увидели только на его трубе более 100 пробоин, а на всем корпусе их было не счесть!».

Более 700 рейсов сделал «Абхазец» через Волгу под огнем и бомбежкой.

Слава «Абхазца» облетела весь Сталинградский фронт. После Великой Отечественной войны на баркасе в знак признания его боевых заслуг была установлена мемориальная доска с такой надписью:

«В дни великой Сталинградской битвы команда баркаса «Абхазец» во главе с капитаном Хлыниным совершила беспримерные подвиги. Под огнем вражеских батарей и разрывов снарядов команда баркаса мужественно доставляла частям Советской Армии оружие, боеприпасы, продовольствие и пополнение».

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Николай

    На снимке морской буксир так называемой серии “Большой финн”
    Абхазец

    заложен 15.7.57
    спущен 31.8.57
    ходовые 13-14.11 57
    подьем флага 27.11.57
    ушел с завода 5.12.57

    Ответить
  2. Владимир

    Такой же “баркас” встречал в порту Жданов. “Дагестанец” назывался. Уже не рабочий, в отстое. Ждал распила. Ходили на него. Нормальный такой морской буксир, еще паровой.

    Ответить
  3. Владимир

    Ну на фото явно не баркас а буксир (на морском жаргоне “фин”) с паровой машиной.

    Ответить