Беспокоящие налеты

над Москвой
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В эскадрах люфтваффе насчитывалось немало подготовленных к действиям в сложных метеоусловиях авиаторов. Именно им командование 8-го авиакорпуса поставило задачу совершить вечером 27 декабря «беспокоящий налет» на советскую столицу. В нем участвовало, по оценке постов ВНОС, пять — семь бомбардировщиков. 28 декабря берлинское радио сообщило о бомбардировке Москвы.

Советское информационное бюро не замедлило выступить с опровержением. Хотя отдельные самолеты противника и подошли к городу, их отогнал огонь зенитной артиллерии.

За декабрь 1941 г. части 1-го корпуса ПВО зафиксировали и отразили двенадцать ночных и два дневных налета на Москву. Всего 28 самолетов днем и 41 ночью, в начале и конце месяца, смогли прорваться к столице. В январе 1942 г. отмечено четыре налета, в которых участвовало 13 бомбардировщиков, причем восьми экипажам удалось преодолеть заслон средств ПВО. По данным немецкого генерала Г.Плохера (H.PIocher), в трех январских рейдах приняли участие 11 машин. По его мнению, «эти малые силы принесли лишь незначительный эффект».

О том, как немецкая авиация прорывалась к Москве, свидетельствовал такой факт. 6 января один из экипажей отряда 4(F)/14 (бортовой код 5F+QM) вышел на связь в районе Кубинки, затем уклонился от прямого курса се-вернее Химок, повернул и под нижней кромкой облаков незамеченным прошел над северо-западным районом столицы. Похоже, экипаж интересовала работа Белорусского вокзала.

Выходя из городской черты строго на запад, опытный летчик обер-фельдфебель Й.Цах (J.Zach) снизился до высоты 30 — 50 м и неожиданно оказался над аэродромом Тушино.

Разведчик ушел бы безнаказанно, но исключительную сноровку проявил красноармеец Стефаненко, находившийся на посту с зенитным пулеметом у границы летного поля. Он быстро прицелился по низко летящему самолету и дал длинную точную очередь. Немецкий самолет вспыхнул и врезался в землю.

Видимо, основной целью подобных действий, пред-ставлявших немалый риск для авиаторов люфтваффе, являлось не воздействие на военные цели в Москве и ее окрестностях, а изматывание сил ПВО, желание придать уверенность своим экипажам. Именно так расценило эти налеты советское политическое руководство.

По архивным данным 7 января, наибольшие разрушения наблюдались в районе зоопарка, где разорвались 31 фугасная и 7 зажигательных бомб.

над Москвой

Обеспечение безопасности города продолжало оставаться непростой задачей. Хотя линия фронта и отошла от столицы, Москва не могла чувствовать себя в полной безопасности. Срочно воссоздавались на освобожденной территории наблюдательные посты ВНОС. В трудных погодных условиях, под обстрелом противника до конца 1941 г. было восстановлено, а фактически заново развернуто 107 постов. Это позволило дальше от города переместить передовой рубеж предупреждения.

Одновременно в Клину и Серпухове были введены в эксплуатацию радиолокационные станции типа РУС-2, а в Химках, Внукове, Люберцах — станции типа МРУ-105. Каждой из них командование отвело определенный сектор наблюдения и наведения. Оперативно специалисты радиолокационных станций подчинялись командирам истребительных полков, размещавшихся в том же районе, и вместе с тем их действиями можно было управлять централизованно с командного пункта 6-го корпуса ПВО.

Некоторое «оживление» сил люфтваффе во второй половине декабря 1941 года вынудило истребительные части ПВО больше внимания уделять охране воздушных рубежей столицы. Так, для отражения неприятельского налета в ночь на 28 декабря и патрулирования в зонах было задействовано 424 самолета.

421 машина стартовала на следующий день. Можно утверждать, что немецкое командование не добилось поставленной цели — сковать силы истребительной авиации ПВО: в эти и последующие дни наши летчики примерно четверть всех вылетов совершили для штурмовки неприятельских наземных войск, в чем по- прежнему достигли заметных успехов.

Так им удалось в указанные дни полностью дезорганизовать движение транспорта на шоссе между Белоусовым и Медынью, создать серьезные препятствия погрузочно-разгрузочным работам на железнодорожной станции Шаховская.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *