Безрезультатная борьба с немецкими минами

буксир СП-12

К вечеру первого дня войны подорвался на мине и потонул морской буксир «СП-12», проходивший по проваленному району. Позже подорвался при выходе из бухты сошедший с фарватера эсминец «Бодрый». Командир выбросил корабль на мель у Константиновского равелина.

Незавидная участь постигла и буксир с плавучим двадцати пятитонным краном. Когда после взрыва осел огромный столб воды, на поверхности остались лишь деревянные обломки да несколько сорванных с крепления спасательных кругов.

Самый тщательный анализ событий не давал представления о характере поставленных фашистами мин. Какого они типа — магнитные, донные?

Чтобы разгадать хитрость врага, было решено пожертвовать железной несамоходной баржей. Для увеличения магнитного поля ее загрузили металлоломом и стали буксировать в миноопасный район. Эта рискованная операция была возложена на экипаж катерного тральщика «Валерий Чкалов» под командованием мичмана Михаила Шевцова.

Кстати, в ОВР входили 9-й и 12-й дивизионы катерных тральщиков, переоборудованных из деревянных рыболовецких судов. Все они были окрашены в зеленый цвет, поэтому дивизионы в шутку называли «зелеными».

Любой вид боевых действий требовал штурманского обеспечения, тем более не могли обойтись без опытного специалиста в тралении. В первый опасный рейс на катере, буксировавшем трал-баржу, вышел штурман 2-го дивизиона морских охотников старший лейтенант Николай Дьяконов.

«Валерий Чкалов» без происшествий достиг Инкерманских створов, развернулся и лег на курс, ведущий по оси фарватера. Все, кто находился на палубе, затаив дыхание, с минуты на минуту ожидали взрыва. Но мина не срабатывала. Прошли один галс (отрезок пути судна, идущего ломанным курсом), и легли на обратный курс.

мина

— Странное дело, — разводил руками командир тральщика. — Казалось бы, на барже достаточно железа, чтобы заговорила «Магнитка», так нет — молчит, проклятая.

— Не торопись с выводами, — урезонивал мичмана Николай Дьяконов. — Ведь это — экспериментальный рейс, мы проверяем трал.

Вскоре с такими же баржами вышли катера «Байдуков» под командованием Беззубова и «Комсомолец» — (командир — Кирилл Баштаник).

С тех пор ежедневно три тральщика отправлялись на «прочесывание» севастопольских фарватеров, но все попытки воздействовать на вражеские мины были безрезультатными.

3 комментариев на тему “Безрезультатная борьба с немецкими минами
  1. 1. Что такое «проваленный район»?
    2. «Двадцатипятитонный» пишется слитно!

  2. мой отец служивший на торпедных катерах Г-5, делал проходы в минных полях проходя на полном ходу через минное поле, из за большой скорости мины рвались далеко позади, правда был случай когда мина разорвалась близко и волной накрыло катер, двигатели заглохли , осмотрелись, «отряхнулись» завели моторы и продолжили. и так продолжалось пока Курчатов не придумал как размагнитить корабли. мины были магнитно- акустические.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *