Благодаря чему россияне добились успехов в отлитии пушек и другом военном производстве?

русский флот

Вот уже два или три года, как царь, не желая упускать никакой возможности, представляющейся для совершенствования умений своих моряков, снабжает иностранных купцов в С.-Петербурге судами для ведения торговли с Кроншлотом, Выборгом и Нарвой на нижеследующих условиях. Суда эти, по преимуществу эверсы, ходящие с одной мачтой, оцениваются, составляется подробная опись всего находящегося на каждом из них с надлежащею оценкой.

Купец по принятии судна нанимает англичанина или голландца обыкновенно из уволенных с царской службы командовать судном с четырьмя или пятью русскими матросами.

Судном купец пользуется до конца лета или столько времени, сколько оно ему требуется, после чего сдаёт его офицерам Адмиралтейства, причём происходит снова осмотр судна и проверка имущества по описи, и всё, оказавшееся повреждённым, исправляется, а недостающее восполняется купцом.

русский флот

Некоторые из российских купцов получили также несколько судов на тех же основаниях, кто добровольно, а кто и под принуждением.

В 1722 году жителям покорённых городов и городков, лежащих вдоль берегов Балтийского моря, были сделаны подобные же предложения, которые приняли купцы г. Риги и, получив несколько более крупных судов, стали сами торговать с разными портами этого моря, и, не будь им препятствия в смысле пошлин, существующих в проливе Зунд, они, вероятно, появились бы теперь и в других частях света.

В начале 1723 года царь, сопровождаемый генерал-адмиралом, командором Гослером, капитаном Вильбуа и некоторыми другими офицерами меньшего ранга, возвратился из Каспийского похода (тогда как остальные, находящиеся там на службе морские офицеры остались зимовать в Астрахани) и отдал распоряжение снарядить значительное число кораблей и некоторое галер, с тем чтобы они были готовы выйти в море, и, не желая оставлять столько кораблей стоящими без дела в гаванях, особенно ввиду того, что он имел их уже более, чем был в состоянии снабдить командами (не говоря уже о вновь строящихся, часть которых была почти готова для спуска на воду), он решил для совершенствования своих моряков отправить некоторые из них в Средиземное море с товарами.

Сбыт которых там мог бы оказаться выгодным, намереваясь, кроме того, продать часть излишних судов, ибо английские корабельные мастера всегда старались всеми силами разубеждать царя относительно достоинств всех тех кораблей, которые небыли построены ими самими или русскими кораблестроителями в С.-Петербурге.

Когда им приходится переделывать наново какие-либо другие корабли, они особенно стараются при этом сохранить имеющиеся на них украшения, чтобы они служили в качестве отличительного признака от кораблей, выстроенных в России, которые превосходят все прочие как красотой их резьбы, так и богатством позолоты, причём тут воображению строителей предоставлена полная свобода.

“Девоншир”, “Эсперанс” и “Новый Кроншлот”, три корабля, прибывшие из Голландии, были выбраны с этой целью и было приказано нагрузить их смолою, мылом, воском, свечами, плотной бумагой, военным снаряжением, ручным оружием и пушками разных калибров, ибо у царя в Олонце, недалеко от Ладожского озера, есть огромные железные заводы.

Руда, корабельный лес и всё необходимое являются естественными произведениями страны; продовольствие и труд рабочих дешёвые, для обучения русских приставлены иностранцы, один из которых англичанин, кузнец якорного дела, руководит выковыванием всех якорей для флота.

Благодаря таким мерам россияне теперь достигли великого совершенства в отлитии пушек и изготовлении всякого ручного оружия и военного снаряжения, так что современная пушка с ядром, весящим 18 фунтов, весит не более 12-фунтовой пушки, отлитой 10 лет тому назад.

Все эти предметы, а также канаты и другие морские припасы, назначенные для вывоза на его собственных судах, найдут успешный сбыт в большинстве стран за границею.

Вследствие особого распоряжения царя, командиры и все занимающие должности выше штурманов должны были быть русскими и над ними старшим командиром был назначен бывший на “Армонте” во время его плавания в Венецию в 1717 году поручик Яков Барш, сын голландских родителей, обрусевших в Архангельске.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий