Боевой путь лодки М-174

Боевой путь лодки М-174
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Нелегким был путь лодки М-174 к победам.

В свой первый боевой поход моряки вышли в июле 1941 года. Однако он не принес успеха. Да и после этого лодке долго не удавалось открыть боевой счет. И вот в пятом походе экипаж «малютки» одержал, наконец, победу над врагом.

26 сентября в 17 часов лодка скрытно вошла в порт Линаха- мари. Подойдя почти вплотную к причалу, лодка атаковала три немецких транспорта. Когда торпеды были выпущены из аппаратов, «малютку» подбросило вверх — нос и рубка ее оказались над водой. В течение двух минут М-174 маневрировала на виду у противника. Гитлеровцы открыли по лодке огонь из пулеметов и орудий.

— Погружаться! — приказал командир капитан-лейтенант Н. Е. Егоров.

Но лодка вышла из повиновения. Пришлось принять воду прямо в центральный пост. Стрелка глубиномера зашевелилась. Тем временем в бухте появились вражеские катера-охотники. Они засыпали «малютку» глубинными бомбами. От первого же взрыва на лодке погас свет, слетел круг освещения перископа. Команда продолжала нести вахту впотьмах. В дизельном отсеке лопнули визиры солярных цистерн. Главстаршина А. А. Иващенко и командир отделения трюмных И. Д. Борисов за несколько минут ликвидировали аварию. Воспользовавшись всплесками от разрыва бомб, на «малютке» продули цистерну быстрого погружения.

М-174 двинулась к выходу из фиорда. Но враг не отставал.

Несмотря на сильную бомбежку, М-174 благополучно проскочила мимо встретившегося по курсу рифа. Лодка коснулась грунта. С этого момента началось самое трудное испытание. Почти четыре часа лодке пришлось лежать на дне вражеского фиорда. Моряки отчетливо слышали, как наверху сновали вражеские суда. Пришлось выключить приборы регенерации воздуха и попытаться сбить с толку немецкие корабли. Сжатый воздух, хлынувший в отсеки, затруднял дыхание. Пары отработанного масла разъедали глаза.

В 22 часа 15 минут, когда стих шум вражеских кораблей, «малютка» стала медленно всплывать, продувая балласт. Но через две минуты пришлось снова лечь на грунт. Несколько раз повторялись подобные попытки. Лишь через двадцать минут лодка оторвалась от грунта. И еще четыре часа лодка продвигалась под водой.

Боевой путь лодки М-174

Давление на корабле стало настолько высоким, что барограф и барометр вышли из строя. Только в 2 часа 41 минуту лодка всплыла. Ее экипаж продержался под водой более двадцати часов. Тяжелые испытания не Могли омрачить радость первой победы над врагом. Первой, но не последней. 21 декабря 1941 года экипаж лодки торпедой уничтожил транспорт, направлявшийся с грузом в Печенгу под охраной трех миноносцев.

Нелегко досталась первая победа и другой «малютке» М-171. Служили на ней молодые подводники, все комсомольцы. Командовал лодкой комсомолец капитан-лейтенант В. Г. Стариков.

После двух неудачных походов 27 сентября М-171 снова вышла в море. Прошло четыре дня, а противника так и не удалось обнаружить. Тогда В. Г. Стариков решил прорваться в Линахамари.

План был рискованным и трудным, ведь до М-171 во вражеском порту уже побывали две североморские лодки. А М-174 была там всего семь дней назад. Противник безусловно повысил бдительность, по всей вероятности была усилена и оборона порта.

Тем не менее «малютке» удалось войти в гавань незамеченной. Стариков взглянул в перископ: у причалов стояли два больших транспорта. Две торпеды, выпущенные с лодки, попали в цель: один за другим раздались взрывы. Но при выходе из вражеской базы «малютка» попала в западню, в кольчужную противолодочную сеть, установленную на большой глубине.

Положение было угрожающим. В отсеках не хватало воздуха. Все попытки вырваться из ловушки оказались тщетными. И вдруг кто-то из моряков предложил: а если пройти над сетью? Командир так и решил — прорываться в надводном положении. На случай неудачи был предусмотрен лишь один вариант: лодку врагу не сдавать, в крайнем случае — взорвать ее. На счастье, в это время было прилив. Немного подвсплыв, лодка прошла над сетью и незамеченной покинула вражеский порт.

В одном из следующих походов комсомольский экипаж потопил в Варангер-фиорде две вражеские подводные лодки. К апрелю 1942 года за экипажем числилось уже восемь побед. В августе Центральный Комитет ВЛКСМ присудил М-171, лучшей лодке Советского Союза переходящее Красное знамя.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *