Бои авиации зимой 1942 года

авиация
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Положение войск группы армий «Центр» несколько улучшилось, однако все еще оставалось крайне напряженным. Генерал-фельдмаршал фон Клюге приказал соединениям к 23 — 25 января завершить отход на так называемые «зимние позиции». Немецкое командование особенно беспокоил разрыв фронта, пробитый советскими войсками между 4-й полевой и 4-й танковой армиями, — требовалось «любыми средствами закрыть брешь».

Найти информацию о воздушных боях экипажей групп и эскадр 8-го авиакорпуса в конце второй декады января не удалось. Больше внимания уделяли немцы в те дни действиям летного и технического состава совместно с пехотинцами. 20 января у деревни Дитятино (близ железной дороги Гжатск — Можайск, на границе Смоленской и Московской областей) погибло несколько авиаторов, в т. ч. два летчика авиагруппы II/JG52.

Тогда солдаты похоронили адъютанта группы обер-лейтенанта К.-В. Хартмана (С.-W. Hartmann) — второго по результативности после оберлейтенанта Й. Штайнхофа (J.Steinhoff) аса своей части, одержавшего 18 побед. (Германские документы сообщали о потерях личного состава в ходе наземных боев с прорвавшимися красноармейцами, при артиллерийских обстрелах аэродромов и бомбежках. По этим данным, погибли или получили ранения авиаторы из III/JG51, ll/StG1, 2(F)/11, 3(F)/33 и других частей, но потеря Хартмана оказалась самой серьезной утратой люфтваффе за три зимних месяца.)

Налеты самолетов советской ДБА немцы называли порой «булавочными уколами», однако не всегда причиненный ущерб оказывался столь незначительным. 20 января ст. лейтенанты из 747-го дбап А.С. Гайворонский и А.И. Линев метко сбросили бомбы на здание бывшего санатория НКВД (на берегу Днепра, в 20 км западнее Смоленска), где располагался штаб вражеской дивизии. Как следовало из германских источников, среди погибших был командир 253-й пд генерал Шеллерт. После уточнения по агентурным данным результатов удара оба экипажа Ер-2 командование представило к наградам.

Трофейные документы 9-й тд, действовавшей на южном фланге группы армий «Центр», 21 января отмечали слабость немецкой истребительной авиации и недостаток зенитных средств: обеспечивать ПВО соединения должен был лишь 100-й батальон привязных аэростатов. Созданием сводных подразделений немцы пытались прикрыть наиболее уязвимые участки. В тот же день в районе аэродрома Шайковка (15 км севернее Кирова) оборону удерживали роты резервистов, связистов, саперов, а также солдаты 19-го авиастроительного батальона.

С увеличением активности немецкой авиации во второй половине месяца возросло число воздушных боев. Командиры оперативной группы штаба Западного фронта в очередной раз зафиксировали 21 января: немецкие самолеты, особенно двухмоторные бомбардировщики, обладают большой живучестью. Одиночный Ju88 подвергся в районе Юхнова восьми атакам со стороны пары МиГов.

С земли было видно, как трассы очередей попадали в фюзеляж и кабину самолета, но он все-таки ушел за линию фронта. Свою роль сыграло и отсутствие пушечного вооружения на МиГ-3. По немецким данным, истребители преследовали не Ju88, а Не111 из группы III/KG53, стрелки которого сумели отбить все атаки.

Подобный случай нельзя признать исключительным. Не только высокая живучесть конструкций немецких самолетов, но и недостаточный опыт наших летчиков позволял экипажам люфтваффе выходить из боя при неблагоприятных ситуациях. Пилоты умело использовали облачность и различные погодные факторы, но резкое похолодание над центральным участком фронта ограничило вылеты «мессершмиттов», «юнкерсов» и машин других типов. Сильный снегопад 20 января сменился ясной морозной погодой. Днем 21-го столбик термометра опустился до отметки минус 37°С, на следующий день — до минус 42°С, а 23 января похолодало до минус 45°С.

авиация

В повышении боеспособности парка советской авиации в условиях суровой зимы большая заслуга принадлежала специалистам НИИ ВВС. Они работали в пяти полках ВВС Западного фронта, стремясь внедрить передовой опыт.

Выяснилось, что устанавливаемые ранее для подогрева масла и воды под радиаторы котелки оказались не эффективны, поскольку плохо работали в пургу, и не всякая система охлаждения двигателя позволяла их применять. Количество паяльных ламп типа АПЛ-1 для разогрева агрегатов моторов на аэродромах несколько возросло относительно декабря, однако их все равно недоставало — часто техники забирали лампы на места вынужденных посадок самолетов.

В то же время отлично зарекомендовало себя разжижение масла бензином, хотя предвоенные наставления категорически запрещали применять масло, в котором имелись следы бензина. Метод был разработан на основе американских рекомендаций на одной из кафедр ВВИА им. Жуковского под руководством военинженера 1 ранга Я.Д. Митницкого. Созданная в академии инструкция по разжижению масла бензином была утверждена специальной комиссией командующего ВВС Красной Армии и введена в действие 21 января. Один из ведущих специалистов НИИ ВВС военинженер 3 ранга И.М. Наливкин констатировал:

«Раньше при сильной стуже приходилось поддерживать винтомоторные группы самолетов в теплом состоянии путем периодического запуска моторов. Так, самолет Ил-2 при температуре наружного воздуха минус 25 ° С требовал прогрева через каждые полтора — два часа. Это приводило к большому расходу топлива, трате ресурса двигателя. Иногда моторы вырабатывали половину рабочих часов на земле… Тот же мотор Ил-2, простоявший под теплым чехлом без подогрева, при такой же температуре легко завелся после применения разжиженной смазки…»

Коллега Наливкина, военинженер 2 ранга В.Я. Магон, находившийся в другом соединении, докладывал: «Промежуточный прогрев мотора АМ-38 ночью, хотя и обеспечивает готовность самолета к вылету, приводит к трате моторесурса и сильно изматывает техсостав. Мы смогли убедить инженеров 47-й авиадивизии добавить бензин в маслобак одного Ил-2.

Он простоял под чехлами 13,5 часа, после чего его двигатель удалось запустить с первой попытки. Мотор работал нормально. Опыт повторили с истребителем МиГ-3. После того как прошло два дня, на всех МиГах и Илах дивизии применяют разжиженную смазку».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *