Чечено-ингушский конфликт

Чечено-ингушский конфликт

Чеченцы и ингуши, в общем-то, один народ – вайнахи. Их идентичность имеет определенную специфику. Она двойственна. С одной стороны, любой представитель чеченского и ингушского народа, конечно, осознает себя, соответственно, чеченцем или ингушом. С другой, вполне может согласиться, что чеченцы и ингуши – не просто братские народы, а один народ. Существуют незначительная разница в языках и обычаях. Но эти различия невелики, и не превышают уровень обычного регионального разнообразия.

Оба народа говорят на языках (языке) относящемся к нахско-дагестанской языковой семье. То, что нахские языки выделяют не просто в отдельную группу, а в отдельную семью важно. Это означает, что это совершенно особые языки, не похожие на языки ближайших соседей: индоевропейцев и тюрков.

То есть, вайнахский язык отличается в равной степени и от русского, и от татарского. Более того, нахско-дагестанские языки не включают в ностратическую языковую семью. Это означает, что взятые для примера русский и татарский языки ближе друг другу, чем оба они к вайнахскому.

Откуда мог взяться такой – не похожий ни на какие другие язык? Скорее всего, это каким-то образом сохранившийся реликт какого-то очень древнего языка, предположительно урартского и хурритского. Впрочем, связь нахских языков с урартским и хурритским продолжает оставаться лишь гипотезой.

В плане внешнего облика оба народа относятся к каваказионскому антропологическому типу. Этот антропологический тип является на Кавказе автохтонным, то есть коренным. По внешним признакам представители этого типа не вполне укладываются в представление жителя среднерусской равнины о кавказцах, которых привыкли видеть, прежде всего, жгучими брюнетами. Чаще всего представители кавказоинского антропологического типа имеют русый свет волос и светлый цвет глаз.

Вспомним внешность Рамзана Кадырова – он вполне классический представитель этого типа. Из известных личностей, чья внешность может служить антропологической иллюстрацией, можно вспомнить популярного в постперестроечные годы генерала Руслана Аушева, некоторое время занимавшего пост президента Ингушетии.

В религиозном отношении оба народа исповедуют ислам. Считается, что чеченцы приняли ислам раньше ингушей. Но эта точка зрения условна, поскольку сами по себе народы как отдельные этносы в момент принятия ислама еще не размежевались.

Разделение на два народа появилось во многом благодаря советской системе административно-территориального деления. И у чеченцев, и у ингушей в общественном устройстве сильны родовые традиции. Основной единицей общественной организации были тейпы (роды) и тукхумы (союзы тейпов), а не народы в привычном понимании. Поэтому к началу ХХ века горские народы в современном смысле слова еще не были разграничены.

Чечено-ингушский конфликтНо поскольку в национальных районах СССР принято было создавать национальные территориальные образования, то были созданы Ингушский и Чеченский автономные области. Затем, логично рассудив, что народ в них живет один и тот же, области объединили в Чечено-Ингушскую автономную область, ставшую в 1936 году Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республикой.

Поскольку республика была одна – никакой, даже административной границы между территорией чеченцев и территории ингушей не было. Во многом именно этим и была заложена основа нынешнего конфликта.

В 1992 году, в ходе знаменитого «парада суверенитетов» было образовано две вайнахские республики: Чечня и Ингушетия. Поскольку разделение это произошло мирно, и народы осознавали себя братским, граница между двумя субъектами Российской Федерации демаркирована не была.

Однако потребности повседневного управления все-таки заставили определиться с границей. В 2018 году глава Чечни Р. А. Кадыров и глава Ингушетии Ю.-Б. Б. Евкуров подписали договор об определении границы. Это можно было бы считать бюрократической формальностью. Но люди всегда очень остро реагируют на любую тему, связанную с границами.

Даже школьники, сидя за одной партой, порой спорят о «территории», на которой может лежать карандаш соседа. И до драки иногда доходит. То же самое мы видим и в случае с чечено-ингушской границей.

По условиям договора, часть Сунженского района, считавшегося ингушским, отошло к Чечне. Это вызвало массовые протесты ингушского населения. Надо сказать, Ингушетия – самый маленький по территории субъект Российской Федерации. Поэтому острую реакцию ингушей можно понять. Кроме того, очевидно, к возмущению по поводу границы примешивается известная доля недовольства, вызванного социальным неблагополучием.

Объектами жесткой критики стали и Юнус-бек Евкуров и Рамзан Кадыров. Однако ни одного, ни другого митингами не проймешь. Поэтому, несмотря на то, что протесты продолжаются, можно считать, что вопрос с границами решен окончательно и бесповоротно.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Вахид

    Очень интересно слушать комментарии людей которые сами только из рабство освободились в1861 г ( Отмена крепостного права)

    Ответить
    1. Арий Шумер

      Крепостное ПРАВО существует до сих пор, это система трудовых договоров, гласных и негласных, составляющих твое ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ в обществе, это право можно только изменить.

      Ответить
    2. УралеЦ

      И что?! А вы из него так и не вышли.

      Ответить
    3. Валерий

      Имеете прокомментировать более остроумно? Или просто напакостить решили в комментариях?

      Ответить
  2. Александр

    При чём тут “парад суверенитетов” в 1992? Чеченцы ещё раньше взбунтовались и решили выйти из состава России, а ингуши – нет. Потому и разделились.

    Ответить
    1. Арий Шумер

      Вайнах простое Шумерское(они есть ингуши) слово, означает ВАЙ ..АЙ – ПОЛЕ, ВАЙ – СИЛА, приложение силы в ПОЛЕ. НАХ…НА – означает НА, АХ(АК) – *Труд в ПОЛЕ* (ИСЛАМ) – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (Религия, ИСЛАМ) . В итоге ВАЙНАХИ есть мусульмане = крестьяне = христиане = земледельцы. Как я уже выше писал ЧЕЧЕНСКИЙ народ образовали из кочевников предгорий КАВАКАЗА(ХАВХВСТУРАЙ) и были ассимлированы с горными крестьянами. История горных крестьян принято считать около 15000 лет, когда равнинные Шумеры(земледельцы) Алтайского предгорья спаслись в горах АЛТАЯ (Дай руку и ПОЛЕ РУСИ) и в итоге создали за 5000 лет жизни в горах Высокогорную Цивилизацию Золотого ОРДЕНА Шумеров РУС во всех горах МИРа с центрами ТИБЕТ (сухое, чистое место), АЛТАЙ (дай руку РУСи и ПОЛЕ), КАВКАЗ(ХавхасТУрай…ХАВасла, ХАСтарла …*Чисте и светлое ПОЛЕ* – РАЙ для труда счастливого и с энтузиазмом) с Эльбрусом (АЛПАРУС – Дай РУКУ РУСИ). Однако за 1000 лет генетическая склонность ЧЕЧЕН к язычеству не выветрились, потому они бузят по природе, сваливаясь в генетическое прошлое. Арий ШУМЕР.

      Ответить
      1. Горец

        Зачем столько бредятины писать ,надеясь что тупые вкусят это , когда не знаешь как растолковать, слово – ВАЙНАХИ ???

        Ответить
      2. Муса

        У вас все в порядке со здоровьем? Давно не видел бред в таком объеме.

        Ответить
      3. Ильяс

        Зря тебя выпустили из дурки

        Ответить
  3. Сандро

    В статье В. В. Долгого много грамматических, о пунктуационных и синтаксических даже не говорю, ошибок! Тема мне не интересна, поэтому комментария, насколько близки друг к другу Чеченцы и Ингуши, не будет, но про ошибки не могу не упомянуть! Если это написал какой-то “грамматей” с согласия автора, ещё пол-беды, но принять тот факт, что профессор, доктор исторических наук, и в конце концов писатель, пишет с грамматическими ошибками, очень сложно!

    Ответить
  4. Халидов а и

    Рамазан Салманов! Как я понимаю, вы дагестанец, вот только кто именно, не определяется. Советую вам не писать о том, чего не знаете. “Вайнахи” – слово (никакой не “слоган”), которое действительно введено в научный обиход сравнительно недавно, но не в 1980-е, а в 1930-е годы, и оно появилось не на пустом месте. Чеченцы и ингуши всегда спрашивали друг друга “Хьо вайнехан вуй?” (“Ты из наших людей?”, т.е. “из чеченцев и ингушей?”, считая, что это один народ). Вообще этот разговор о “чечено-ингушском конфликте” – провокация. Никакого конфликта между народами не было и нет. Что касается вашего недовольства тем, что “языки чеченцев и ингушей присовокупили к дагестанской группе языков и пресловуто обозвали “нахско-дагестанская группа”, это, видите ли, сделали без согласования с вами, великим ученым-языковедом, о котором я, профессор-языковед, которого в Дагестане неплохо знают, ничего, правда не слышал. При этом, к вашему сведению, есть и кавказоведы-языковеды, считающие, что есть отдельные нахская и дагестанская группы, но в составе одной семьи. Печально, что среди кавказцев находятся люди ваших взглядов. Вся Россия сейчас занимается “раздраем”, а если у нас начнется внутренний кавказский, к чему придем?

    Ответить
    1. Ингуш

      Никакого чечено-ингушского конфликта не было, не вводите людей в заблуждение!

      Ответить
    2. Ингуш

      Автору статьи имеется ввиду.

      Ответить
  5. правдец

    Ну я постоянно слышу , что якобы чеченец и ингуш друг друга ненавидят. Ну что там говорить когда чеченцы своих же щемят в русских сёлах. Так то большинство все нормальные люди.

    Ответить