Что могли себе позволить опричники?

Что могли себе позволить опричники?

Что могли позволить себе опричники? Многое могли позволить. Личная гвардия монарха всегда может многое себе позволить. Будь то преторианцы, мушкетеры или опричники.

Опричнина (1565-1572 гг) – особая государственная территория, личный удел царя, с собственным войском и государственным аппаратом. Оставшаяся часть государства именовалась земщиной. Также опричниной историки называют особую государственную политику, беспощадный террор Ивана IV Грозного в 1565–1572 гг, один из мрачных периодов русской истории.

Опричное руководство структурно не отличалось от руководства старого государева двора. У истоков опричнины стояли видные бояре, родственники первых жён Ивана Грозного: Михайло Темрюкович Черкасский (брат царицы Марии, кабардинской княжны), Василий Михайлович Юрьев (двоюродный брат царицы Анастасии), Андрей Данилович Басманов (был женат на племяннице царицы Анастасии).

Опричники – личная гвардия царя, непосредственно осуществлявшие политику репрессий и кровавого террора. Ещё одна функция опричного войска – своего рода тайной полиции – сыск, дознание, а затем и казнь. Одетые в подобие монашеской рясы, с отрубленными собачьими головами на шеях коней (знак преданности Ивану IV), с метлами на кнутовищах, символом выметания сора, опричники одним своим видом приводили в ужас.

Опричное войско использовалось, в основном, для подавления боярской оппозиции. Бояре как крупные феодалы имели собственные полки. Поэтому царю приходилось использовать военную силу для их, скажем мягко, нейтрализации. Опричное войско разоряло боярские усадьбы. Понятно, что в богатом боярском имении было чем поживиться. Полученная добыча была законной «премией» для участников операции, дополнительным материальным стимулом.

Правовые представления той эпохи такому варианту «премирования» не противоречили.

Были и нематериальные стимулы. Жестокий век порождает жестокие нравы. Участие в казнях давало надежду (пусть и призрачную), что самого опричника злая участь не коснется. К сожалению опричников, надеждам этим сбыться было не суждено. Первая их генерация практически полностью была истреблена царским гневом. После новгородских погромов и смерти второй супруги царя, Марии Темрюковны, «под раздачу» попали самые приближённые люди Ивана IV, боярская группировка основателей опричнины. Во главе встали Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) и Василий Грязной.

Иван IV лично принимал участие в наказании виновных. Большинство видов казней были опубликованы в Судебнике 1550 года, но царь и его приближённые любили импровизировать. Очень распространена была казнь – заживо сварить человека в масле или кипятке. Или попеременно обливать то горячей, то ледяной водой, пока кожа не слезет. Ивана Висковатого, одного из руководителей земщины, казнили, отрезая от живой плоти по кусочку.

Что могли себе позволить опричники?Причем, царь устроил из этого своеобразную игру: каждый опричник должен был отрезать по куску, но тот человек, который своим резом добьёт жертву сам делался виноватым. Боярина Козаринова-Голохвастова взорвали на бочке пороха. «Изменников» новгородцев массово топили в ледяном Волхове, поджигали, привязывали к саням и пускали коней во весь опор. Убивали без разбору. Новгородский епископ Леонид был «обшит медведно», то есть зашит в медвежью шкуру и затравлен собаками.

Интересной казнью было четвертование, например. Величайшая милость, если в первую очередь отрубали голову, а затем уж руки и ноги. Как правило, палачи поступали в обратном порядке.

Посажение на кол – палачи царя были настолько искусны, что, с не задетыми жизненно важными органами, осуждённый просто медленно и мучительно истекал кровью.

В общем, выгоды от службы в опричном войске, несомненно, были. Однако издержки их многократно превосходили. Вероятно, это было весело: врываться в боярские палаты, тащить из сундуков злато-серебро и глумиться над перепуганными боярскими дочками. Но вряд ли эта «радость» могла перевесить мучения на дыбе, которые могли запросто случиться впоследствии.

Поэтому, уважаемый читатель, если машина времени случайно вас забросит в XVI в., лучше не являться пред светлы царски очи, не поражать надёжу-государя техническим знаниями XXI века и не поступать служить в опричное войско. Царская милость легко могла обернуться царским гневом.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий