Что собой представляет Эфиопская православная церковь

Эфиопская православная церковь

Эфиопскую православную церковь ещё называют Тевахедо. Она является автокефальной восточной православной церковью в Эфиопии. Эта церковь – одна из немногих доколониальных христианских церквей, которые сохранились в африканских странах к югу от Сахары. Она старейшая из православных церквей, вторая после Армянской. Резиденция её находится в столице страны Адис-Абебе.

Из давних преданий известно, что впервые в ней читали свои проповеди Святой Матфей и Святой Варфоломей ещё в I веке. Об этом писал Сократ Константинопольский. Эфиопская церковная традиция утверждает, что Варфоломей сопровождал Матфея в его миссии. Она продолжалась в течение трёх месяцев. Это даже изображено на картинах Франческо Тревизана и М. Бенефиала, что находятся в церкви Святого Матфея в провинции Пиза в Италии. А первым новообращённым в Иерусалиме эфиопом был евнух, о котором упоминается в Деяниях Апостолов.

Там говорится, что Господь велел Филиппу отправиться на юг из Иерусалима в Газу. Там Апостол увидел эфиопского чиновника королевы Кандаке VII. Он был хранителем королевских сокровищ. Филипп ознакомил евнуха с отрывком из книги Исайи, после этого чиновник попросил Филиппа крестить его. Такие же свидетельства есть и в работах летописцев III и IV веков, Евсевия Кесарийского и Оригена Александрийского.

Но христианизирована Эфиопия была только в IV веке. Это сделали два мужчины (скорее всего братья Фрументий и Эдезий) из Тира. Первым эфиопским рукоположенным епископом был Святой Фрументий. Им удалось завоевать доверие царя Эзана в Аксуме (тогда это было могущественное государство на севере Эфиопии). Чуть позже преемника царя крестил Фрументий.

После этого, в 333 году, христианство в Эфиопии стало государственной религией. А в V веке из Сирии в Эфиопию пришли девять монахов. Они основали монашество в государстве, построив монастырь Дабба Селама, и положили начало переводу Священных Писаний на язык геез.

Раскол с Восточной православной церковью произошёл, когда Коптская, Армянская и Эфиопская церковь отвергли решение Халкидонского собора в 451 году. Спор возник по поводу человеческой и божественной природе Иисуса Христа. Позиция, занятая ими, называется миафизитство. Она воспринимается Римской и Греческой церквями, как ересь – монофизитство.

Эфиопская церковь стала называться Тевахедо, что значит «единство», что выражает миафизитскую веру. Её, как и другие восточно-православные церкви отрезали от диалога с римско-католической и восточно-православной церквями. Эфиопская церковь признаёт только первые три Вселенских Собора: Никейский, Константинопольский и Эфесский.

В ней подчёркиваются некоторые законы Ветхого Завете, касающиеся пищевых ограничений, таких как запрет на свинину. Разногласия с другими церквями длились до середины XX века. Сейчас многие христологические споры, возникшие в Халкидоне, разрешаются через экуменический диалог.

Эфиопская православная церковь

Когда начались завоевания арабов в VII веке, Эфиопская церковь была отрезана от большинства своих христианских соседей. Следующие несколько столетий Тевахедо впитала в себя различные синкретические верования. Ей удавалось поддерживать связь с внешним христианским миром лишь через эфиопский монастырь в Иерусалиме. В XII веке в Эфиопской православной церкви произошло ещё одно важное событие. Патриарх Александрии назначил эфиопского архиепископа – Абуна («наш отец), который являлся египетским коптским монахом. После этого началось соперничество с коренным ишагом сильной эфиопской монашеской общины.

Периодически местные священники пытались ослабить египетский коптский контроль. Компромисс был достигнут лишь в 1929 году. Египетский монах был назначен Абуной, но к нему были приставлены четыре эфиопских епископа, которых посвятили в его помощники. В 1950 году был назначен коренной Абуна Василий. А через девять лет после его назначения был сформирован автономный эфиопский патриархат. И в то же самое время эфиопская церковь продолжала признавать почётное первенство коптского патриарха.

В 1993 году Эритрея обрела независимость от Эфиопии. Она обратилась к патриарху Коптской церкви Шедуле III с просьбой об автокефалии. На следующий год это ей было предоставлено. В 1998 году за автокефалией обратилась и Эфиопская церковь. В основном православную Эфиопскую церковь посещают народы северных и центральных горных районов, а также в Амхаре. В монархии Амхара доминировала Эфиопская православная церковь, являвшаяся государственной церковью страны. Но после установления там социализма, церковь была ликвидирована, а Патриарх Василий тайно казнён.

В духовенство Эфиопской православной церкви входят священники. Они проводят религиозные службы и экзорцизм, который является обычной практикой, не всегда проходящий удачно. Богослужение дополняет музыка и танцы, которые исполняют нерукоположенные дьяконы и дебтера. В церкви действуют астрологи, предсказатели судьбы, целители. Эфиопское христианство представляет собой смесь христианских представлений о святых и ангелах с дохристианскими языческими верованиями в добрых и злых духов и бесов.

Особое значение уделяется еврейской Библии. Церковь практикует обрезание, которое проводится по субботам. Верующие также соблюдают строгий пост. Богослужения проходят на древнем эфиопском языке геез. Но в последнее время литургии стали проводить и на амхарском языке.

В церкви сильно подчёркивают определённые религиозные праздники и постные дни. Прихожане при входе в храм снимают обувь. Женщины молятся отдельно от мужчин, им нельзя посещать церковь во время менструального цикла. Каждая их эфиопских церквей посвящена определённому Святому покровителю. Часто там молятся именно ему и Марии.

Эфиопская православная церковь есть в Судане и Джибути, в Иерусалиме, европейских странах, в Северной и Южной Америке. Восемь её епископов служат за пределами Эфиопии. Эфиопская церковь – самая большая из восточных православных церквей в Эфиопии, но она отделена от Восточной православной церкви. Количество её прихожан оценивается более 40 млн человек.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий