Что такое эсхатология в христианстве?

эсхатология
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

«Последние вещи» для ранних христиан были первоочередными. Главным содержанием их веры и ожиданием было пришествие Царствия Божьего. Они были уверены, что обещания, написанные в Ветхом Завете о грядущем принесении спасения, исполнились в Иисусе Христе. Но всё же они исполнились не до конца. Выполнение их не было завершено. Поэтому они стали ожидать Второе пришествие. Христиане считали его неизбежным.

В раннем Христианстве ожидание Царствия Божьего было двух типов. Оба типа были унаследованы от иудаизма. Первое ожидание – это ожидание мессианского Царства в этом мире. Центром его должен был стать Иерусалим.

Это место должно было быть установлено земным мессией из дома Давида. Второе ожидание заключалось в ожидании небесного Царства. Его должен был открыть небесный мессия, Сын Человеческий. В том Царствии «избранные» будут воскресены. Эти два типа эсхатологических ожиданий не разделялись в ранней Церкви. Они лишь пересекались разными способами. Под гнётом преследования была сформирована комбинация ожиданий, принятая в последнем времени.

В писаниях Павла и в Откровении Иоанну сложилось представление о том, что истинные христиане сначала будут править совместно с вернувшимся Господом долгое время в земном мире. Те из христиан, кто ещё не умер по Его возвращении, тоже будут принимать участие в правлении. Они не умрут. Те же из христиан, кто к тому времени умер, воскреснут, как Иисус. Они тоже будут жить на земле. Когда завершиться первый акт событий последнего времени, за ним последует общее воскрешение из мёртвых и Страшный суд. В нём избранные будут принимать участие как судьи.

В Откровении Иоанну это ожидание стало концепцией Тысячелетнего Царства. В нём Сатана должен быть прикован цепью и брошен в бездну. Там он должен просидеть тысячу лет. Только когда произойдёт воскрешение из мёртвых и общий суд, создадутся новые Небеса и новая Земля, И новый Иерусалим снизойдёт на землю. Это новое Царство будет состоять их святых и мучеников. Это будут те христиане, кто выдержал испытание на земле во времена гонений. Это будет Царство привилегированных избранных. Это обещание стало революционным в ходе истории Церкви.

Когда была ранняя Церковь, то тысячелетнее ожидание считалось утопией. Такое утопическое государство христиан, в котором избранные будут править и судить наравне с Богом невозможно было представить. Эти хилиастические ожидания стали стимулом для церковных, политических и социальных перемен и революций в ходе истории Христианства. Появление Тысячелетнего Царства под управлением Господа и избранных стало завораживать религиозные ожидания. Также возбудилось политическое и социальное воображение. Это звучало гораздо привлекательнее, чем эсхатологическое ожидание Страшного Суда.

Задержка Второго пришествия неизбежно ослабила ожидания ранней Церкви. В результате процесса «де-эсхатологизации» институт Церкви начал всё больше заменять ожидание Царствия Божьего. Началось формирование Церкви, как иерархического института, и он был тесно связан с уменьшением неизбежного ожидания.

Богословие в Святом Августине стало заключением этого развития в западной части Европы. Он преуменьшил первоначальное неизбежное ожидание. Святой Августин заявил, что Царствие Божие уже происходит в этом мире с самого становления Церкви. Церковь, по его словам, является историческим представителем Царства Божьего на Земле. Он считал, что первое воскресение происходит в церкви постоянно во время Таинства крещения. Через него верующие вводятся в Царствие Божие.

эсхатология

Таким образом, ожидание Царства Божьего, воскресения верующих и Страшный суд стали учением. В нём говорится о «последних вещах», потому что дар спасения грядущего Царства божьего переходит в уже существующие Таинства церкви.

Но не смотря на учения Августина, неизбежное ожидание появлялось в истории Христианства снова и снова. Это были стихийные попытки, выливавшиеся в Средневековье в мощные течения. Несколько средневековых монархов, в том числе Оттон III и Карл Великий, вдохновлялись легендой о «Последнем императоре», борющемся с антихристом и готовящемся ко Второму пришествию.

Около тысячного года эти движения ожидания Царства Божьего особенно сильно проходили в центральной Франции. Там были многочисленные признаки и чудеса, говорящие о возвращении Христа. Об этом свидетельствовали рыцари Первого Крестового похода. Они участвовали в массовых убийствах евреев в 1095 – 1099 годах в Германии. На них повлияли апокалиптические ожидания Иоахима дель Фиоре.

Он разработал тысячелетнее богословие и философию. Это оказало сильное влияние на францисканцев в XIII веке. А в следующем веке начались крестьянские восстания во Франции и Англии. Они происходили на фоне эсхатологических и экономических проблем. Табориты, последователи Яна Гуса, пытались создать Царство Божье при помощи силы.

Также в Средневековье происходившие вспышки неминуемого ожидания проходили на фоне великих исторических катастроф. Например, это были эпидемии Чёрной смерти, нашествия мусульман, церковные расколы и многочисленные войны.

Реформация тоже поддерживала неизбежное ожидание. Это стало отправной точкой для реформаторов. У них были свои эсхатологические интерпретации истории. Они говорили, что «внутренний антихрист», а им они считали Папу, обосновался в святом месте. Поэтому страдания преследуют людей в последнее время. Реформаторские церкви тоже создали свой территориальный институт. Они тоже подавили ожидания последнего времени, сделав учение о «последних вещах» приложением к догматике.

Реформаторы-магистраты получили поддержку у гражданских властей, подчёркивающих авторитет учителей.
Но были среди реформаторов и радикалы. Они выступали за насилие, чтобы приблизить Второе Пришествие.

Одним из них был Томас Мюнцер. Он, как и Лютер, считал бедных особенными избранниками Бога. Они должны были свергнуть земных правителей и приблизить Царство Божье.

Из-за его проповедей началась крестьянская война в 1524 году. Была ещё одна радикальная секта, которой управлял Ян Лейденский. В Англии тоже несколько групп имели апокалиптический характер. В Америке и Англии появление новых эсхатологических групп стало частым явлением.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *