Что такое нирвана?

Что такое нирвана?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Многие из вас слышали слово «нирвана». Но что же оно означает? Этим словом обозначают блаженство или спокойствие. Нирваной называют рок-группы, воду, рестораны и многое другое. Но разве это всё принадлежит буддизму?

В духовном смысле нирваной или ниббаной на санскрите означает что-то вроде тушения огня. Поэтому многие европейцы и американцы стали предполагать, что цель буддизма, это собственное уничтожение. Но на самом деле это не так. Буддизм и нирвана – это совсем другое. При освобождении пропадает состояние сансары, страдания дуккхи. Сансара – это цикл рождения, смерти и перерождения. Но для буддистов это имеет несколько другой смысл, чем перерождение незаметных душ индуистов. В буддизме это перерождение кармических тенденций. Нирваной буддисты считают освобождение от целого цикла, а дуккха для них – стресс и боль от неудовлетворённости бытием.

Просветлившись, Будда стал проповедовать Четыре Благородные Истины. Они объясняют, что становится причиной огорчения и разочарования в жизни. Он дает людям лекарство и указывает путь, ведущий к освобождению. Он называется Восьмеричным Путём. Поэтому буддизм является не только системой убеждений, а больше практикой, позволяющей перестать бороться. Но что же будет после освобождения? В буддизме существуют различные школы, в которых нирвана представляется по-разному. Но в целом они сходятся в одном, что нирвана не является каким-то местом, скорее всего она – это состояние существования. Будда говорил, что все наши представления о нирване являются ложными, так как она совсем не похожа на обычное существование. Нирвана расположена за границами пространства, времени и бытия. Поэтому обсуждать её не имеет смысла, так как языком её не описать. Постичь нирвану поможет только опыт.

Что такое нирвана?

В некоторых Священных Писаниях повествуется о попадании в нирвану. Но это не то же самое, что вхождение в какое-либо помещение или даже в Рай. Но несмотря на это, большая часть буддистов с давних времён всё же представляли нирвану божественным местом, так как словами никак невозможно описать такое состояние существования. С давних времён люди были убеждены, что, возродившись в мужской плоти, человек входит в нирвану. Но истинный Будда никогда не говорил такого. Но люди свою веру стали отражать в сутрах Махаяны. Но это их понимание полностью отвергается в Виламакирти — сутре. В ней говорится, что не только мужчины, но и женщины, как и все миряне могут просветиться и достичь нирваны.

В буддизме тхеравады есть два описания нирваны или ниббаны. Первым видом считается ниббана с остатками. Это подобно ещё тлеющим углям, оставшимся после костра и отдающими тепло. Такое просветлённое живое существо называют арахантом. Он может ощущать удовольствие и боль, но отдельно от нас.

Другой тип нирваны – это париниббана. Она появляется при смерти. Будда говорил, что такое состояние не есть бытие, так как существование ограничено временными рамками и пространством. Но париниббана не является и небытием. В этом и заключается парадокс. Человеческим языком невозможно описать такое состояние.

Буддизм махаяны отличается принятием обета бодхисатвы. Буддисты, приверженцы махаяны, посвящают себя предельному просвещению всего живого. Поэтому они остаются в мире и помогают другим. Они не желают индивидуально переходить к просветлению. В наши дни сохранились некоторые школы махаяны, в них индивидуальная нирвана никак не рассматривается. Данные буддийские школы существуют в настоящем мире и не хотят покидать его.

В некоторых школах буддизма махаяны тоже практикуют учения о единстве сансары и нирваны. В их понятии существо, которое осознало и восприняло пустоту явлений, понимает сансару и нирвану не как противоположности. В их сознании нирвана и сансара проникают друг друга. Буддисты считают, что природная сущность человека – это природа Будды. Для них нирвана и сансара – естественные проявления, которые присущи человеческому разуму пустой ясности. Они рассматривают нирвану, как очищенную настоящую природу сансары.

Но люди не перестают задаваться вопросом, всё же нирвана и просветление одно и то же или это совершенно разные вещи?

Получается так, что, осознав просветление, человек сразу же входит в нирвану. А есть ли перерыв между этими состояниями?

Должен ли просвещённый человек ждать своей смерти, чтобы оказаться в нирване? Но такие вещи находятся за пределами нашего понимания и общепринятого опыта. Разговоры об этом часто искажают истину. Даже две буддийские школы, тхеравада и махаяна трактуют просветление и нирвану по-разному. Поэтому простым мирянам тоже трудно понять сущность нирваны.

Просветление в нашем понимании, это повышенный интеллект и разум. Для многих это качество, которое культивируется. Но в учении буддистов просветление не является качеством, отсюда следует, что оно может быть только реализовано. Первые буддисты применяли слово бодхи, что переводится как «пробуждённый». Поэтому, чтобы получить просвещение, надо проснуться к присутствующей реальности, которую большинству людей тяжело воспринять. Поэтому для этого большинства просветление означает «блаженство».

В самом начале Будда поведал своим монахам, что нирвану никак нельзя представить. Поэтому, как говорил Будда, не стоит и рассуждать, что она собой представляет. Нирвана не является местом, представляет состояние за границами бытия. Хотя некоторые считают, что истинный Будда не интересовался существующей реальностью. Он понимал страдания, открывая своё сердце и впуская в него страдания мира. Его учение заключается в том, что всё в мире взаимосвязано и подчиняется естественным законам, а обычное явление вещей – иллюзорное явление. Буддизм не является метафизикой, а, скорее всего, философия, исследующая само существование. Но это и не сверхъестественное. Будда только помогает людям избавиться от страданий.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *