Демократия — формы, зарождение

Демократия
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Впервые такой вид правления, как демократия, зародился в Древней Греции и означает – власть народа ( δημος – κρατος). Термин был придуман в середине V века до н. э., чтобы обозначить политические системы, существующие в то время в некоторых греческих городах-государствах, в частности в Афинах.

Пять основных вопросов

Этимологические истоки термина намекают на ряд актуальных проблем, выходящих далеко за рамки семантических вопросов. Для того чтобы создать народное правительство—в прямом смысле слова, — необходимо с самого начала ответить по крайней мере на пять основных вопросов:

  1. что является подходящей единицей или ассоциацией, в рамках которой должно быть создано демократическое правительство? Город или селение? Страна? Бизнес-корпорация? Университет? Международная организация? Или все вышеперечисленное?
  2. при наличии соответствующей ассоциации—например, города—кто из ее членов должен иметь право быть избранным народом? Как определяется гражданство потенциального выборного лица? Какие лица должны составлять тот самый демос?
  3. при условии надлежащей ассоциации и надлежащего выборного органа, как граждане должны управлять? Какие политические организации или институты им понадобятся?
  4. чьи взгляды должны преобладать и при каких обстоятельствах? Должно ли всегда преобладать большинство или же меньшинства должны иногда иметь право блокировать или преодолевать правило большинства?
  5. если обычно преобладает большинство, то что же должно составлять надлежащее большинство? Большинство граждан? Большинство избирателей? Должно ли надлежащее большинство состоять не из отдельных граждан, а из определенных групп или объединений граждан, таких, как наследственные группы или территориальные объединения?

Ну и конечно, не стоит забывать и другие аспекты данной формы правления – почему народ должен выбрать именно демократию? Чем она лучше монархии или тирании, республики? И как сохранить доверие народа, чтобы не оказаться в тюрьме, или, еще хуже, на том свете раньше времени?

Со времен древних греков суть демократии претерпела глубокие изменения. Таким образом, в течение тысячелетий вид объединения, в котором практиковалась демократия, племя или город-государство, были достаточно малы, чтобы быть пригодными для той или иной формы демократии, чтобы раскрыть саму суть власти народа. Много позже, начиная с XVIII века, прямая демократия уступила место представительной демократии — абсолютно непохожей на тот институт, который создали греки. По сути, это была демократия, но народ особо ничего не решал.

Политическая система

До недавнего времени большинство демократических институтов ограничивало право на участие в управлении меньшинства из взрослого населения. Начиная с 20 века, это право было распространено почти на всех взрослых. Соответственно, современный демократ может обоснованно утверждать, что Афины ( из-за того, что они исключили очень многих из управления государством) на самом деле не были демократией — даже несмотря на то, что термин демократия был изобретен и впервые применен именно там.

Хотя есть соблазн предположить, что демократия была создана в одном конкретном месте и времени — чаще всего в Греции около 500 года до н. э. — данные свидетельствуют о том, что демократическое правительство в широком смысле существовало в нескольких районах мира задолго до начала V века. Можно предположить, что демократия в той или иной форме естественным образом возникает в любой хорошо ограниченной группе, например в племени, если группа достаточно независима от контроля со стороны посторонних, чтобы позволить членам управлять своими собственными делами, и если значительное число высших членов племени, таких как старейшины, считают себя в равной степени способными участвовать в принятии решений по вопросам, представляющим интерес для группы в целом. Это предположение подтверждается исследованиями племенных обществ, которые предполагают, что демократическое правление существовало среди многих племенных групп в течение тысячелетий, когда люди выживали благодаря охоте и собирательству. Для этих ранних людей демократия, какой бы она ни была, вполне могла показаться самой естественной политической системой.

Демократия

Когда длительный период охоты и собирательства подошел к концу, и люди начали селиться в постоянных общинах, начали проявляться первые признаки неравенства в обществе. Его дальнейшее усиление, богатство одних семей и бедность других (зачастую одни пробивались наверх за счет других) способствовало распространению иерархических и авторитарных форм социальной организации. В результате народные правительства оседлых народов исчезли, на тысячи лет сменившись правительствами, основанными на монархии, деспотизме, аристократии или олигархии, каждая из которых стала рассматриваться — по крайней мере среди доминирующих членов этих обществ — как наиболее естественная форма правления.

Затем, примерно за 500 лет до нашей эры, в нескольких местах вновь появились благоприятные для демократии условия, и несколько небольших групп начали создавать народные правительства. Можно сказать, что первобытная демократия была изобретена в более развитых формах. Наиболее важные события произошли в двух районах Средиземноморья-Греции и Риме.

Классическая Греция

В классический период (приблизительно соответствующий V и IV векам до н. э.) Греция, конечно, была не страной в современном смысле слова, а «лоскутным одеялом» из нескольких сотен независимых городов-государств, каждое из которых имело свою сельскую местность и свою форму правления. В 507 году до н. э., под руководством Клисфена, граждане Афин начали развивать систему народного правления, которая продлится почти два столетия. Афинская демократия предвосхитила некоторые более поздние демократические практики, даже среди народов, которые мало или совсем ничего не знали об Афинской системе.

И тут первый камень преткновения – кто должен быть в составе этого самого демоса? Хотя гражданство в Афинах является наследственным и распространяется на всех, кто родился от родителей, которые сами являются афинскими гражданами, членство в демосе ограничивается гражданами мужского пола в возрасте 18 лет и старше (до 403 года, когда минимальный возраст был повышен до 20 лет). Поскольку данные скудны, к оценкам размеров Афинского демоса следует относиться с осторожностью. Некоторые историки предполагают, что в середине IV века здесь было около 100 000 граждан, 10 000 постоянно проживающих иностранцев и до 150 000 рабов. Среди граждан, около 30 000 мужчин старше 18 лет. Если эти цифры примерно верны, то демос составляли 10-15 процентов от общей численности населения.

Сердцем и центром правительства была Ассамблея (Экклезия), которая собиралась почти еженедельно—40 раз в год—на холме Пникс, к западу от Акрополя. Решения принимались голосованием, и, как и во многих последующих собраниях, голосование проводилось поднятием рук. Как и во многих более поздних демократических системах, голоса большинства присутствующих и участвующих в голосовании преобладали. Хотя мы не можем знать, насколько близко большинство в Ассамблее представляло собой гораздо большее число имеющих на это право граждан, которые не присутствовали на заседаниях, учитывая периодичность проведения заседаний и доступность места проведения заседаний, маловероятно, что Ассамблея могла бы долго настаивать на принятии явно непопулярных решений.

Другим важным политическим институтом в Афинах был народный суд – дикастерия — описанный одним ученым как “самый важный государственный орган наряду с собранием”, с “неограниченной властью контролировать собрание, Совет, магистраты и политических лидеров. «Народные суды» состояли из присяжных заседателей, выбранных по жребию из числа граждан старше 30 лет. Институт является еще одной иллюстрацией того, в какой степени обычные граждане Афин должны были участвовать в политической жизни города.

Однако, стоит признать, что, к сожалению, демократия в Афинах продержалась недолго. вскоре Афины были порабощены более могущественным северным соседом, Македонией, которая ввела имущественные ограничения, которые фактически исключили многих простых афинян из демоса. То, что осталось от афинской демократии, было подчистую уничтожено римлянами-завоевателями.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *