Демянский котел

атака вов

В начале января 1942 года перед армиями нашего фронта поставили задачу: окружить и уничтожить противника в районе Старой Руссы, тем самым не дать ему возможности снять отсюда несколько дивизий для усиления своих армий на Московском направлении. Противник вклинился в нашу оборону от Старой Руссы до озера Селигер на 100—ПО километров. Ширина «мешка» около Селигера составляла примерно 60 километров, у Старой Руссы — 30. Вход в «мешок» немцы особенно сильно укрепили и оснастили техникой.

34-ая армия к концу января прорвались в район Ватолино — Молвотицы — Новая и отрезала врага с востока на юг.

20 февраля части 1-го гвардейского встретились в Залучье с войсками 34-й армии, теснившими неприятеля на южном направлении. Немецкие войска, состоящие из семи дивизий, 16-й армии, попали в окружение. «Мешок» завязан! В Демянском котле оказалось около 60—70 тысяч солдат и офицеров противника

Гитлер лично обещал окруженным войскам всемерную помощь, в том числе перебросить с других фронтов 300 транспортных самолетов «Юнкерс-52». Вскоре эти самолеты действительно появились в районе Демянска. Транспортный самолет Ю-52 имел 3 мотора, экипаж 3—4 человека, вместимость 18—20 солдат, крейсерскую скорость 250 км/час, потолок полета до 6,8 километров, дальность полета 1400 километров, грузоподъемность 1200 килограммов.

Перед нашими зенитчиками сразу же была поставлена боевая задача: уничтожать самолеты Ю-52, не давать возможности подвозить окруженным войскам боеприпасы, продовольствие и пополнение.

Задача оказалась не простой. Прежде всего потребовалось в значительной мере передислоцировать зенитные части, сосредоточив их непосредственно на перешейке или вблизи него, с тем, чтобы самолеты попадали в зону досягаемости огня. Нужно было также перестроить службу наблюдения и оповещения. Ю-52 поднимались с аэродрома около Старой Руссы и летали на предельно малой высоте, над верхушками деревьев. Поэтому служба наблюдения обнаруживала их с запозданием, и зенитная артиллерия часто не успевала открыть огонь по ним. А в хорошую погоду фашисты делали по 250— 300 самолето-вылетов и могли доставить до 300 тонн груза. В такие дни особенно интенсивно подвергались бомбежке огневые позиции нашей зенитной артиллерии.

Командование фронтом требовало от нас усилить: борьбу с авиацией противника. Все мы были постоянно на колесах. Подняли несколько наблюдательных постов на деревья. Оповещение улучшилось, самолетов стали сбивать больше. Но противник тут же изменил тактику и стал заходить с различных направлений.

В один из дней конца февраля 1942 года генерала М. М. Карлина вызвал начальник штаба, временно исполнявший обязанности командующего фронтом, генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин. Так получилось, что ехать вместо Карлина пришлось мне.

Оказалось, что через четверо суток на станцию Черный Дор (вблизи Осташкова) должны прибыть эшелоны танковой бригады и стрелковой дивизии. А Черный Дор не прикрыт огнем зенитной артиллерии. Нам приказали срочно, за сутки до прибытия первых эшелонов, прикрыть станцию. Я и начальник оперативного управления штаба генерал-майор П. И. Иголкин должны были через час доложить, сколько и откуда взять средств зенитной артиллерии, как их перебросить и разместить на огневых позициях, как оповещать.

После обсуждений мы пришли к выводу, что следует снять со станции Куженкино один среднекалиберный дивизион и перебросить его по железной дороге на Черный Дор. Докладывал генералу Ватутину я. Он внимательно выслушал, задал несколько вопросов, на которые мы с генералом П. И. Иголкиным дали ответ. Н. Ф. Ватутин приказал начальнику БОСО (ж.-д. перевозок) принять от меня срочную заявку на вагоны. Затем утвердил наш план, поставив число и часы с минутами. Встал из-за стола, подошел ко мне и спокойно, но твердо сказал: «Хорошо запомните, товарищ Городилов, если дивизион в указанное в плане время не станет на прикрытие Черного Дора, то за невыполнение боевого приказа я отдам лично вас под трибунал. Можете идти и выполнять план!»

Я отправился к операторам. Они помогли мне составить заявку на вагоны и платформы, которую я и отнес по назначению. Затем составил кодированную телеграмму командиру дивизиона и отнес ее на узел связи.

У себя в управлении, с главного поста, продублировал содержание телеграммы. Будить М. М. Карлина не стал. Чуть подремал, а часов в шесть доложил обстановку. М. М. Карлин сразу позвонил начальнику ВОСО, направил первым же поездом капитана Михайлова в Куженкино и сделал ряд других распоряжений. Короче, все необходимые меры для выполнения приказа были приняты. Я почти не спал и по возможности все контролировал сам. Однако нам не повезло. Два дня и две ночи мела невероятная пурга. Замело все авто- и железные дороги. Снегоочистительной техники было мало, а лопатами немного сделаешь. Но самое невероятное случилось при погрузке 85-миллиметровых зенитных пушек. При заезде трактора с очередной пушкой обломилась погрузочная платформа, и трактор с пушкой и еще три пушки, стоявшие рядом, рухнули вниз…

зенитные установки вов

Ругань по телефону, ругань на платформе, а дело-то стоит. Руками, даже солдатскими, пушки весом по 4 с половиной тонны не поднимешь. Нужен срочно 8—10-тонный железнодорожный кран. Нам повезло. На станции Бологое он оказался. Лишь к исходу третьих суток, когда дивизион уже должен был находиться на огневых позициях в Черном Доре, закончилась погрузка. К вечеру четвертых суток генерал Карлин доложил генералу Ватутину о прикрытии огнем зенитной артиллерии станции Черный Дор.

Вернулся генерал Карлин поздно вечером. Нетрудно представить мое состояние: приказ в срок не выполнен (опоздали почти на сутки), значит, военный трибунал! Но я уже узнал, что первый эшелон с танками опаздывает из-за заносов тоже на сутки, а значит, разгрузка его будет прикрыта, да и погода почти не летная…

Когда я зашел к генералу Карлину, он успокоил меня: «Не падай духом, помогли пурга и опоздание эшелона. Перетерпим, а всех крепких выражений генерала Ватутина говорить тебе не буду. Война есть война, она все спишет…»

Но моя память не списала этот случай.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Мазнев Андрей

    Может название не совсем корректное, и правильнее было назвать “Вокруг Демянского котла”, потому что Демянский котел скорее предполагает, на мой взгляд, безуспешную (и очень дорогую – цена – полностью уничтоженные три маневренные воздушно-десантные бригады и лыжный батальон (последнее – разнящиеся данные)) попытку уничтожения группировки немецких войск, оказавшихся там (и это при минимальных потерях немцев). Единственный возможный плюс ( при этом абсолютно никем не предполагаемый) заключался в том, что в последствии, Геринг, опираясь на положительный опыт материально-технического обеспечения своих войск Демянского котла, неосмотрительно, не соизмеряя реальных условий и расстояний, пообещал Гитлеру обеспечение посредством воздушного моста 6 полевой армии Паулюса, что в последнем случае привело к печальным последствиям для немецких войск.

    Ответить
  2. николай

    В Демянском котле сжигались советские полки и даже армии, более года держался этот котел.
    В книге Гитлер идет на Восток, Пауля Кареля, есть описание боев, а он писал не в угоду советским бумаго-вымарывателям переписчикам истории. Советую прочесть.

    Ответить