Дерзкая операция Советского флота

Тральщик ВОВ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

В дерзкой операции участвовали четыре тральщика и эсминец «Сообразительный».

Всякий раз, вспоминая ее, ветераны приходили к выводу: успех налета на коммуникации противника у румынских берегов вдали от своих баз был исключительно результатом мужества и отваги, проявленных экипажами кораблей.

Вот что об этой операции рассказал один из ее непосредственных участников Адольф Максимович Ратнер. В операции участвовали «Т-16», «Мина», «Искатель» и «Якорь»,

Задача: Добраться до побережья Румынии и совершить атаковать транспорты противника.

Данное побережье, изобилует малыми глубинами. Подходы к важнейшим пунктам его защищены минными полями и банками. Для действия больших кораблей вблизи берега, на пути следования конвоев Констанца — Одесса, необходимо форсировать минные поля.

Для крупных кораблей это смертельно опасно. К тому же, они могут раньше быть обнаружены и атакованы авиацией. Исходя из этого, решено поставленную задачу выполнить малыми кораблями — тральщиками, хорошо зарекомендовавшими себя в боевых действиях.

Адмирал говорил и о том, что с этой целью значительно усилено зенитное вооружение кораблей. Это было действительно так. На тральщиках дополнительно установили еще два 37-миллиметровых автомата, которые могли быть использованы и для отражения атак малого надводного флота.

Таким образом, тральщик имел 100- миллиметровое орудие дальнего боя (свыше 100 кабельтовых), три 37-миллиметровых автомата, 45-миллиметровое орудие и пулеметы. Задачу на боевое задание личному составу приказано довести на переходе морем.

На вторую ночь корабли приблизились к району боевых действий. На мостике «Мины» находились командир корабля капитан-лейтенант Василий Сташенко.

Это было 13 декабря в 11 часов 36 минут, как записал штурман в вахтенный журнал. По радио Царевскому был также передан приказ: открыть огонь по транспорту.

Старший лейтенант Смоляков, управляющий огнем Корабля «Т-16», передал основные данные и громко подал команду:

— Залп!

Все ожило. Выстрелы следовали один за другим. Комендоры работали четко.

— Два меньше! Один лево! Поражение!

Сташенко, наблюдая за стрельбой в бинокль, в душе радовался за своих матросов.

Транспорты были водоизмещением 4,5 — 5 тыс. тонн, миноносец оказался небольшим, но имел более мощное вооружение, чем тральщик; катера по размеру значительно превышали наши морские охотники.

Противник был ошеломлен неожиданным появлением русских кораблей, что дало отряду тральщиков возможность первыми начать пристрелку.

Фашисты открыли огонь с опозданием на 3-4 минуты. От конвоя отделились миноносец и три катера и пошли на сближение. Катера осуществляли постановку дымовых завес, чтобы закрыть транспорт. Но наши снаряды сделали свое дело. На транспорте возник пожар, дым расстилался по ветру.

В 11 часов 47 минут я приказал сосредоточить огонь всех видов вооружения на миноносце, дистанция до которого сократилась до 24 кабельтовых. Враг не выдержал нашего огня и отвернул, поставив дымовую завесу.

В 11.58 нами предпринята новая атака на транспорт. Под прикрытием дымовой завесы он уходит в сторону

Миноносец противника, в свою очередь, предпринимает новую попытку атаковать БТЩ.

Тральщик искатель ВОВ

Уточняю обстановку на БТЩ «Т-16». У них все в порядке, командир Царевский сообщает, что нанес сильное повреждение одному из катеров, тот затонул.

В 12.00 ложимся на новый курс. Конвой отходит в сторону Жебриянской бухты. Продолжаем бой и преследование, потерь нет.

В 12.10, чтобы выйти из-под обстрела, поворачиваем на обратный курс, затем перестраиваем БТЩ в кильватерный строй и начинаем преследование уходящего транспорта курсом 315 градусов.

Управляющий огнем командир б/ч-2 «Мины» Яковлев докладывает, что отчетливо видит крен транспорта на правый борт и дым пожара в районе кормовых трюмов. Информация быстро передается по кораблю замполитом Воронцовым, команда восторженно встречает сообщение.

В 12.30 катера идут в атаку, выходя из дымзавесы, поставленной теперь для себя. Снаряд 100-миллиметровой пушки тральщика «Мина» попадает в головной катер. Сразу же приказываю перенести огонь по вновь открывшемуся и уходящему транспорту. «Сотки» только начинают пристреливаться, а миноносец закрывает его дымзавесой и идет на нас в атаку. Его огонь меток, снаряды ложатся очень близко от «Мины».

В 12.47 производим уклонение и ложимся на курс 310 градусов, начинаем пристрелку по миноносцу. Видно, что кто-то из тральщиков добился попадания. Противник сам себя закрывает дымзавесой. Быстро сближаемся с берегом, видимость, правда, неполная, глубины уменьшаются, и командир «Мины» докладывает об этом мне.

В 13.00 (расстояние от берега — 2 мили) вновь ложимся на курс для преследования транспорта. Теперь до него около 50 кабельтовых. Дистанция на этом курсе медленно начинает сокращаться. Более 12 узлов он не может дать. Когда дистанция становится равной 45 кабельтовым, перестраиваемся в строй фронтом вправо и пытаемся пристреляться по транспорту, но его прикрывает дымовая завеса.

В 13.27 миноносец ставит дымовую завесу, закрывая транспорт, но сам остается на видимости. Снаряд попадает в корабль противника, видно пламя разрыва. Валит дым. Катер закрывает миноносец дымовой завесой.

В 13.43 ложимся на боевой курс, уменьшаем ход. Передаем третье донесение флагману.

«Т-16» следует за «Миной» в строе пеленга вправо. Ложимся на курс возвращения. Комдив докладывает флагману о выполнении боевой задачи. Корабли дают полный ход— 16 узлов.

В 14.45 устанавливаю готовность № 2. Во всех уголках тральщика идет горячее обсуждение прошлого боя. Сейчас уже можно позволить себе такую «роскошь». Людям нужна разрядка.

Наступает ночь. Постепенно спадает напряжение дневного боя, но боевую готовность не снимаем. Только и 22.00 переходим к готовности № 3.

Точно к подъему флага 15 декабря тральщики «Мина», Т-16», «Искатель» и «Якорь» торжественно вошли в Поти. На всех кораблях, стоящих в базе, и на сигнально-наблюдательном посту подняты флажные сигналы: Поздравляем с благополучным возвращением».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
5 комментариев на тему “Дерзкая операция Советского флота
  1. Редкий случай! А вообще — я не раз задавался вопросом: «Почему крупные морские корабли как-то СЛАБО себя в боях во время Великой Отечественной войны проявили?» Не говорю о моряках — люди они геройские,но кроме действительно героических действий морской пехоты,катерников,подводников,морских лётчиков и береговых артиллеристов,активных действий именно КРУПНЫХ советских кораблей что-то не отмечалось! Использовались они,в основном,НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ — как транспортные суда! Ну,в начале войны постреляли по румынской Констанце,ну — сопровождали северные конвои! И ВСЁ ?
    А уж Черноморский флот — особенно яркий пример! По сути — наряду с невоевавшим флотом турецким — на Чёрном море он был СИЛЬНЕЙШИМ ! Крупные наши противники — Германия и Италия там постоянных флотов ВООБЩЕ НЕ ИМЕЛИ,ВМФ их союзников — Румынии и Болгарии — навряд ли были нам конкурентами! Как ни крути — получается,что на Чёрном море мы ПОСТОЯННО ИМЕЛИ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ПРЕВОСХОДСТВО ! А флот — за исключением названных мною категорий — ПРАКТИЧЕСКИ ВООБЩЕ НЕ ВОЕВАЛ — был отведён в тыловые базы на территории Грузии! Может,если бы КПД от него был больше — и Севастополь бы не отдали?

  2. Большая глубоководная лужа с названием Черное море перекрывалась немецкой авиацией вполне. И потому действия крупных кораблей были сопряжены с огромным риском, особенно, учитывая слабость зенитного вооружения отечественных кораблей, недостаточность и несовершенство истребительного прикрытия. И то, что в таких условиях наши командиры пытались (нередко — с успехом) использовать крупные боевые единицы, может быть им поставлено в зачёт. А флот против берега — сложная задача, учитывая, что в «чистом» море воевать было и не с кем. Кстати, и на Балтике была схожая ситуация. Эти ТВД не Тихий океан и, даже, не Средиземное море.
    Но и наши потери в кораблях основных классов, увы, превышали возможную отдачу от их использования… Хотя им ничего другого и не оставалось…

  3. Большое спасибо автору за публикацию этих воспоминаний. В одном из участников этого рейда, узнал своего дедушку — ст. л-т. Смоляков Сергей Алексеевич. Он закончил ЧВВМУ им. Нахимова в Севастополе в июне 41 г. Позднее описываемых событий стал командирам тральщика. Прошел всю войну до конца.
    Еще раз СПАСИБО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *