Десантные действия в Первую Мировую войну

Операция Альбион
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Германский флот в сентябре 1917 года провел десантную операцию «Альбион» по захвату островов Эзель, Моон и Даго.

Немцы рассматривали эту операцию как первый этап уничтожения революционного Балтийского флота и нанесения решающего удара по правому флангу русской армии. Конечной их целью было занятие Петрограда и подавление русской революции.

Десантные войска немцев включали 24,5 тыс. человек, 8,5 тыс. лошадей, 2,5 тыс. повозок, 40 орудий, 220 пулеметов, 80 минометов. Для их перевозки было привлечено 40 транспортов, а также несколько боевых кораблей. На четырех-пяти транспортах, образующих одну группу, размещались войска трех видов оружия.

Все грузы первой очереди были расположены на верхних палубах. Лошадей, артиллерию и повозки доставляли на берег на специальных десантных баржах с откидными бортами, которые служили сходнями. В первый бросок к месту высадки было доставлено два пехотных полка на боевых кораблях. Всего на операцию были выделены более 300 кораблей и судов (10 линейных кораблей, линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 56 эскадренных миноносцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 26 тральщиков, 65 катеров-тральщиков, 4 плавучие базы для них), а также части морской авиации.

Имея подавляющее превосходство в силах, немцы овладели Моонзундским архипелагом, но понесли значительные потери: 26 кораблей было потоплено, а 25 повреждено. Героические действия революционного Балтийского флота сорвали план международной реакции.

Большой опыт по ведению десантных операций получил русский флот в первую мировую войну. Стремясь ускорить фронтальное наступление Приморского отряда русских войск, продвигавшихся вдоль южного берега Черного моря на Трапезунд, батумский отряд Черноморского флота высадил в марте 1916 года три тактических десанта, занявших населенные пункты Атина, Мепаври и Ризе.

Первые два десанта состояли из двух батальонов пехоты (по 2100 человек), взвода горной артиллерии и двух пулеметных взводов. Третий десант был вдвое меньше. Высадка производилась с двух транспортов, имевших по три высадочных бота, и с трех универсальных судов типа эльпидифоров.

При создании этих кораблей русские инженеры впервые в мировой практике нашли правильное решение о придании транспортному судну качеств высадочного средства. Грузоподъемность эльпидифоров колебалась в пределах 1000—1300 г, осадка носом составляла от 0 до 0,9 м, осадка кормой 1,5—2,4 м. В носу располагалось 75-мм орудие, а по бортам. Корабли могли принимать на борт до батальона пехоты (около 1600 человек), подходить вплотную к необорудованному берегу, высаживать десант по специальным выдвижным сходням и поддерживать его огнем своих орудий.

Выход кораблей с десантом и переход морем производились в темное время суток, а высадка на берег — на рассвете. Пункты высадки при этом освещались прожекторами миноносцев, прикрывающих десант с моря и флангов. Десантные войска были специально подготовлены для быстрой высадки на берег и действий на берегу.

высадка

В течение четырех месяцев (апрель — июль 1916 года) Черноморский флот обеспечил перевозку из Новороссийска и Мариуполя на побережье Лазистана свыше 50 тыс. войск, 36 орудий, 2360 повозок, 6500 лошадей и крупного рогатого скота, а также около 1800 т грузов. Для перевозок было привлечено около 50 обычных грузовых судов. Выгрузка с них грузов на берег производилась с помощью специальных десантных самоходных ботов длиной 46 м, шириной 7,7 м, водоизмещением около 300 т, грузоподъемностью до 100 т. Средняя осадка составляла 1,4 м, скорость хода — около 7 уз. Для перевозок использовались и эльпидифоры.

В дальнейшем, в 1916—1917 гг., на Анатолийском побережье Турции и на приморском фланге Румынского фронта было высажено несколько разведывательно-диверсионных десантов.

На Балтийском театре русским флотом был высажен только один тактический десант — осенью 1915 года на побережье Рижского залива. Численность десанта составляла 536 человек, а его высадка с боевых кораблей осуществлялась с помощью катеров и шлюпок. После решения своей задачи (уничтожение намеченных объектов) десант был эвакуирован.

На основании опыта первой мировой войны в России был разработан проект специального десантного корабля длиной 75 м, шириной 10,4 ж, осадкой носом 1,22 м и кормой 2,44 ж, водоизмещением около 1000 т. Корабль имел выдвижные сходни в носу для выхода десанта, балластные дифферентные цистерны и кормовой якорь (для удержания корабля перпендикулярно берегу при высадке и для отхода от берега).

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *