Десантные корабли периода второй мировой войны

десантные корабли

В годы второй мировой войны десантные корабли, суда и плавсредства создавались в США, Англии, Японии, Италии и Германии. В США было построено и переоборудовано из гражданских судов более 82 тыс. кораблей, судов и плавсредств 27 типов, в том числе свыше 3 тыс. сравнительно крупных кораблей и судов, 79 тыс. малых плавсредств, а также около 20 тыс. резиновых и деревянных шлюпок. Всего на создание десантных сил было израсходовано около 8 млрд, долларов. Некоторое количество десантных кораблей и плавсредств американцы передали в годы войны по ленд-лизу другим странам (в том числе 557 Англии, 105 Советскому Союзу).

В Англии за время войны было создано более 20 тыс. десантных кораблей и разновидностей плавсредств 63 типов (без учета амфибий). Большинство из них относится к малым высадочным средствам. В Японии десантные корабли, суда и плавсредства создавались 46 в значительно меньшем количестве, чем в США, и Англии, а в Италии и Германии их постройка была совсем незначительной. Созданные в годы второй мировой войны корабли, суда и плавсредства десантных сил могут быть подразделены следующим образом:

— транспортно-десантные корабли и суда;

— транспортно-высадочные корабли и суда;

— десантно-высадочные средства;

— корабли и катера управления, связи и поддержки десанта;

— суда обеспечения десантных сил (вспомогательные).

Транспортно-десантные корабли и суда предназначались для перевозки морем на большие расстояния войсковых подразделений со всеми необходимыми грузами и высадки их на причалы или на необорудованное побережье с помощью высадочных плавсредств.

Наиболее многочисленными из них являлись войсковые и грузовые транспорты, созданные на базе грузовых и грузо-пассажирских судов. В США эти транспорты делились па десантные войсковые АРА, десантные грузовые АКА, войсковые АР и грузовые АК.

Десантные транспорты типа АРА и АКА использовались совместно для перевозки первого эшелона десанта. Наличие высадочных плавсредств и мощного грузового устройства позволяло производить их разгрузку, на рейдах. На каждом судне типа АРА обычно перевозилось войсковое подразделение, способное самостоятельно вести бой за расширение плацдарма. Транспорты типа АР и АК также использовались совместно, но для перевозки войск и грузов второго эшелона десанта и высадки его на временные причалы или в порты. Судов типа АРА насчитывалось около 240, типа АКА — около 110, типа АР — около 200 и типа АК — около 260.

В Англии десантные войсковые транспорты подразделялись на большие LSI(L), средние LSI(M) и малые LSI(S). Специальных десантных грузовых транспортов, аналогичных американским транспортам типа АКА, в Англии создано не было, а в качестве грузовых транспортов использовались обычные сухогрузные суда, построенные с учетом требований воинских перевозок.

В Японии в десантные войсковые транспорты переоборудовались гражданские суда водоизмещением от 7000 до 11 000 т (в том числе шесть судов типа «Хиуга Мару»). Их отличительными особенностями являлись высокая скорость хода (19—20 уз) и большая десантовместимость, что достигалось за счет исключительно плохой обитаемости. Эти транспорты имели на борту от 20 до 25 высадочных катеров.

Германия имела построенные в 1940 году немногочисленные десантные войсковые транспорты типа «Хортен», а также малые грузовые транспорты типа КТ водоизмещением 1600 т.

Для быстрой доставки в район высадки войск первого эшелона десанта в США и Японии использовались приспособленные для перевозки десантников боевые корабли, имевшие на борту высадочные средства. В США для этой цели использовались миноносцы постройки 1917—1919 гг., а также около 100 новых эскортных кораблей APD.

В Японии аналогичным образом было переоборудовано несколько эскадренных миноносцев. В годы второй мировой войны Япония была единственной страной, строившей и широко использовавшей по назначению транспортно-десантные подводные лодки.

Для доставки в районы десантирования малых десантных катеров и барж в США, Англии и Японии создавались специальные десантные транспорты — базы высадочных плавсредств. В США за время войны было построено 26 кораблей-доков LSD. Эти корабли использовались в годы войны также и для ремонта десантно-высадочных средств и других малых кораблей в районах боевых действий.

В Англии в десантные транспорты — базы высадочных средств были переоборудованы два железнодорожных парома, три танкера и шесть сухогрузных транспортов. Первые (LSS) имели кормовой слип. На остальных (LSG) для подъема и спуска на воду плавсредств было установлено по два мостовых крана.

В Японии легкие крейсера типа «Кума-Натори» были оборудованы кормовым слипом для подъема и спуска плавсредств.

Транспортно-высадочные корабли предназначались для транспортировки войск и высадки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств, в связи с чем их характерными особенностями являлись способность подходить непосредственно к берегу и наличие носового высадочного устройства. Эти корабли подразделялись на танко-десантные и пехотно-десантные.

Большие танко-десантные корабли LST в годы войны строились только в США и Англии. Всего было построено около 1500 единиц.

Средние танко-десантные корабли строились в США (LSM), Англии (LCT (8) и Японии. В США и Англии их было построено более 1000, а в Японии—108.

Малые танко-десантные корабли LCT или десантные баржи предназначались для сравнительно небольших переходов. Они строились в годы войны в США (около 1500 единиц), Англии (более 500 единиц), а также Японии (25 единиц), Италии (99 единиц, 15 не достроены) и Германии.

Значительная осадка больших танко-десантных кораблей LST позволяла высаживать десант на отлогий берег только в том случае, если они были недогруженными. Для перекрытия малых глубин из доставленных этими кораблями понтонов собирались мосты-причалы, по которым и осуществлялась разгрузка. Некоторые корабли типа LST использовались для транспортировки высадочных плавсредств, устанавливаемых поперек корабля на деревянных салазках. По прибытии в район высадки за счет приема балласта корабль создавал крен и сбрасывал плавсредства за борт.

Пехотно-десантные корабли LCI предназначались для перевозки на небольшие расстояния и высадки на берег пехоты первого эшелона десанта. В Англии и США строились два типа этих кораблей — большие LCI (L) и малые LCI (S). Первые обладали хорошей мореходностью и даже совершали переходы через Атлантику, а вторые (с деревянными корпусами) являлись, по сути дела, маломореходными высадочными средствами.

На кораблях типа LCI(L) предусматривались выдвижная сходня и носовые ворота, раскрывающиеся в диаметральной плоскости.

Всего пехотно-десантных кораблей было построено около 1000 единиц.

десантные средства

Десантно-высадочные средства предназначались для ближних перевозок войск и перегрузки их с кораблей и транспортов на берег. Строившиеся в годы войны малые десантно-высадочные средства могут быть разделены на следующие четыре группы:

— танко-десантные самоходные плашкоуты или катера LCM, представлявшие собой тихоходные открытые сверху баржи с тупым носом—трапом, откидывающимся при подходе к берегу;

— универсальные катера для высадки легкой техники и пехоты LCV (Р), по конструкции сходные с предыдущими;

— пехотно-десантные катера ALC, LCP(L), представляющие собой малые деревянные или металлические катера;

— амфибии двух основных видов: транспортные типа LVT(l), LVT(2) и LVT(4), принимавшие 15—20 десантников или одну легкую автомашину с противотанковой пушкой, и плавающие танки типа LVT(A-l) и LVT(A-4).

Интересно отметить, что японцы широко использовали при высадке десантов с транспортов армейские танки с навесными понтонами и приводом на винты от ходовой части.

Построенные в США в годы войны высадочные средства (около 6000 единиц) распределяются по перечисленным выше группам следующим образом: танко-десантные— 18,9%, для легкой техники и пехоты — 44%, пехотно-десантные — 7,1%, амфибии — 30%.

Штабные корабли десантных сил AGC создавались в США на основе десантных транспортов, имели развитые средства связи и были способны принимать на борт высадочные плавсредства, а также несколько сот десантников. Всего было построено 17 штабных кораблей.

Катера связи осуществляли связь между высаживаемыми частями и различными штабами. Катера навигационного обеспечения выполняли функции лидеров, выводя в заданные места высадочные средства ночью и в условиях плохой видимости. Они, как и катера связи, создавались на основе высадочных средств, поэтому могли сопровождать десант до самого берега. Всего в США было построено около 790 катеров.

Корабли и катера огневой поддержки десанта предназначались для подавления оживающих огневых точек противника в момент высадки первого эшелона десанта, а также для обеспечения ПВО высадочных средств. Они создавались на основе танко-десантных и пехотно-десантных кораблей и катеров, в связи с чем могли подходить близко к берегу. Строились следующие корабли и катера этого назначения:

— катера ближней поддержки LCS: большие LCS(L) и средние LCS(M);

— корабли ближней поддержки: в США — LSS(L), в Англии — LCS (L);

— корабли артиллерийской поддержки LCG: большие LCG(L) и средние LCG(M);

— зенитно-артиллерийские корабли LCF;

— корабли с ракетными установками: в США — LSM(R), в Англии — LCT(R).

Английские корабли типа LCT(R) имели 180 шестиствольных неповоротных ракетных установок с постоянным углом возвышения и общим боезапасом на два залпа. Каждый залп покрывал площадь 700X150 м. На американских кораблях типа LSM(R) применялись поворотные автоматические ракетные установки с дистанционным управлением. Всего в США за годы войны было построено 48 кораблей типа LSM(R) и около 1700 катеров и малых кораблей огневой поддержки.

Суда обеспечения десантных сил (вспомогательные) в большинстве своем были переоборудованы из самоходных барж. Группа этих судов была немногочисленна и имела следующие разновидности:

— баржи — мастерские высадочных средств (например, английские типа LBE);

— баржи-топливораздатчики (LBO);

— баржи-водолеи (LBW);

— баржи-камбузы, обеспечивающие питанием до 800 человек.

Боевые потери воюющих сторон в десантных кораблях (без высадочных средств) за годы войны составили: США—162 корабля; Англии — 88; Японии — 92 и Италии — 15. Большинство погибших кораблей приходится на долю танко-десантных: США—117 (из них 50 LST); Японии — 87; Англии — 35.

Причиной гибели десантных кораблей являлось прежде всего воздействие авиации и «камикадзе» (из 14 американских транспортов типа APD, например, 12 были уничтожены «камикадзе»), а затем мин, подводных лодок, надводных кораблей и береговой артиллерии.

Полные данные о количестве погибших за годы войны десантно-высадочных средств отсутствуют. Имеются лишь сведения о потерях английского флота: 372 катера типа LCA, 172 типа LCP(L), 85 типа LCP(R), 66 типа LCV(P), 12 типа LCV, 273 типа LCM, 34 типа LCS, 5 типа LCE и 109 типа LB (различные ремонтные и обслуживающие баржи). Основные потери в этих судах носили небоевой характер. Причинами боевых потерь были в основном инженерные заграждения, береговая артиллерия и мины.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий