Десантные вертолетоносцы

Вертолётоносец Гуам
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Основным назначением десантных вертолетоносцев являются транспортировка морем и высадка с помощью вертолетов на берег передовых отрядов морской пехоты с легким вооружением.

В процессе развития десантной операции корабельные вертолеты предполагается использовать для доставки на берег боеприпасов, продовольствия, а также для эвакуации раненых. Важнейшими характерными особенностями десантных кораблей этого подкласса являются свободная полетная палуба и вместительный подпалубный ангар для вертолетов.

С 1959 года в США была начата постройка специально спроектированных десантных вертолетоносцев типа «Иводзима». К 1970 году в составе американского флота уже имелось шесть кораблей этого типа: «Иводзима» LPH-2, «Окинава» LPH-3, «Гуадалканал» LPH-7, «Гуам» LPH-9, «Триполи» LPH-10 и «Ныо Орлеан» LPH-11. Один десантный вертолетоносец LPH-12 находился в постройке. Дальнейшая постройка кораблей этого типа не планировалась.

Вертолетоносцы типа «Иводзима» строились с максимальным использованием оборудования сухогрузных транспортов типа «Маринер» и по архитектуре имеют некоторое сходство с эскортными авианосцами военной постройки. Рассматриваемые корабли имеют прямоугольные полетные палубы с закругленной носовой кромкой, весьма малый развал бортов, небольшую надстройку островного типа; спонсоны развиты очень слабо. Высота полетной палубы над ватерлинией при полном водоизмещении 15,2 м (около 8,5% длины корабля по КВЛ), в результате чего обеспечивается незаливаемость полетной палубы на волнении

На каждом из вертолетоносцев типа «Иводзима» размещается один усиленный десантный батальон морской пехоты с соответствующими подвижными средствами, пригодными для десантирования с помощью вертолетов (например, в подвешенном состоянии), и необходимыми грузами, боеприпасами, запасными частями, продовольствием и т. п. На кораблях кроме мест для десантников предусмотрено 40 мест для офицеров штаба и пилотов вертолетов.

Количество принимаемых на корабль вертолетов определяется в первую очередь их размерами. Так, в ангаре может быть размещено 9 тяжелых десантных вертолетов типа Сикорский СН-37С «Мохэйв» или до 20—24 меньших по размерам вертолетов Сикорский UH = 34D «Си Хоре». По другим сведениям на кораблях типа «Иводзима» обычно базируются 4 тяжелых десантных вертолета, 20—24 средних десантных вертолета и 4 легких многоцелевых вертолета. Часть этих вертолетов, по-видимому, постоянно находится на полетной палубе.

Тяжелые десантные вертолеты Сикорский СН-37С «Мохэйв» могут транспортировать до 26 десантников или 2630 кг груза. Они заменяются более совершенными вертолетами Сикорский СН-53А «Си Стэллион», имеющими грузоподъемность 3550 кг или 38 десантников с полной боевой выкладкой.

Средние десантные вертолеты Сикорский UH-34D «Си Хоре» способны принимать до 10—12 десантников с легким стрелковым вооружением. Они заменяются новыми двухроторными вертолетами-амфибиями Боинг-Вертол СН-46А «Си Найт» грузоподъемностью 1814 кг или 25 вооруженных десантников. Все палубные десантные вертолеты ВМС США имеют складывающиеся роторы, а вертолеты СН-53А — также и складывающуюся хвостовую часть.

На полетной палубе находится семь или восемь взлетно-посадочных площадок (для вертолетов типа UH-34D, СН-46А или СН-37С, СН-53А соответственно). В случае размещения на палубе 20—24 вертолетов со сложенными лопастями роторов на ней остается еще достаточно места для проведения одновременного взлета или посадки еще четырех вертолетов. В кормовой части ангара находится парковая площадь для подвижных средств десанта, а в носовой части ангарной палубы размещены мастерские для ремонта вертолетов. Подъем на полетную палубу вертолетов и подвижных средств осуществляется с помощью двух бортовых подъемников грузоподъемностью до 17 г, расположенных с правого и левого бортов.

Использование бортовых, а не палубных подъемников позволило увеличить полезную площадь ангара и, кроме того, дало возможность применять их для подъема вертолетов, габариты которых превышают размеры грузовых платформ. В случае необходимости грузовые платформы могут приводиться в вертикальное положение. При этом они закрывают вырезы в бортовых стенках ангара. В обычных условиях закрытиями указанных вырезов являются двустворчатые задвижные двери.

Известно, что в сложных метеорологических условиях возможности использования вертолетов весьма ограничены. В связи с этим новые американские вертолетоносцы хотя и не несут сами десантно-высадочных плавсредств, однако имеют возможность производить высадку десанта с помощью последних. На уровне ангарной палубы находятся тамбуры, через которые десантники могут сходить по бортовым трапам в находящиеся у борта корабля плашкоуты. Предусмотрены грузовые сетки для обеспечения перехода десантников на плавсредства в условиях сильной качки. Погрузка на плашкоуты подвижной техники и грузов десанта осуществляется с помощью поворотных кранов: одного — грузоподъемностью 16,3 т и трех — по 4,1 т.

При проектировании кораблей большое внимание было уделено рациональному размещению грузовых помещений и их быстрой разгрузке. Грузовые трюмы связаны с ангарной и полетной палубами двумя грузовыми лифтами. Для перемещения грузов вдоль корабля (например, к грузовым лифтам) предусмотрены конвейерные ленты, податочные желоба, вилочные автопогрузчики и т. п.

Предусмотрена возможность приема различных грузов с других кораблей траверзным способом — с помощью канатной дороги с автоматическим натяжением. Устройства для приема и подачи грузов имеются с обоих бортов (по три поста для приема твердых грузов и по два поста для приема жидких). Контроль за проведением погрузочно-разгрузочных операций всех видов осуществляется из специального поста, размещенного в островной надстройке.

Зенитное вооружение кораблей типа «Иводзима» состоит из четырех спаренных 76-леи артустановок открытого типа (две в нос от острова и две побортно на спонсонах у кормовых углов полетной палубы). Артустановки имеют радиолокационное управление стрельбой. В дальнейшем артиллерию предполагается заменить малогабаритными зенитными ракетными комплексами самообороны типа «Си Спэрроу» (PDSMS). ЗУР «Си Спэрроу» имеет полуактивную радиолокационную головку самонаведения и наклонную дальность, действия в пределах 10—15 км. Длина ракеты около 3 ж, диаметр 0,2 ж, стартовый вес 200 кг.

Радиотехническое вооружение десантных вертолетоносцев типа «Иводзима» включает РЛС обнаружения воздушных целей, РЛС обнаружения надводных и низколетящих воздушных целей, средства радиопротиводействия, а также аппаратуру, обеспечивающую привод вертолетов на корабль. Предусмотрена внутрикорабельная телевизионная система. Средства радиосвязи обеспечивают возможность одновременного поддержания двусторонней связи не менее чем по 14 линиям. Имеются бильдаппараты и засекречивающая аппаратура. На кораблях размещается комплекс помещений флагманского командного поста десантных сил. На галерейной палубе, под островом, находятся боевой информационный пост, пост управления вертолетами, пост координации действий сил поддержки, радиоцентр, метеорологическая станция. Рядом с последней предусмотрен спонсон с площадкой для пуска радиозондов.

Вертолетоносцы типа «Иводзима» имеют одновальные паротурбинные энергетические установки, аналогичные используемым на транспортах типа «Маринер». В машинном отделении размещены один ГТЗА мощностью 23 000 л. с., две опреснительные установки производительностью по 18,3 т/ сутки каждая и другие вспомогательные механизмы. В котельном отделении находятся два котла с максимальной производительностью 36,2 т перегретого пара в 1 час, компрессор высокого давления, два компрессора низкого давления и вспомогательная котельная установка.

Электроэнергетическая установка включает два турбогенератора мощностью по 2500 ква (по одному в машинном и котельном отделениях) и два дизель-генератора мощностью по 750 ква (расположены в котельном отделении). Герметизированная кабина управления энергетической установкой находится в машинном отделении.

Вертолетоносцы типа «Иводзима» спроектированы исходя из условий обеспечения нахождения на них десантников в течение длительного времени.

Все жилые и служебные помещения обслуживаются системой кондиционирования воздуха. По сравнению с другими, даже новыми десантными кораблями, вертолетоносцы этого типа имеют наилучшие условия обитаемости. Все десантники имеют стационарные трехъярусные койки с ночными светильниками. Смежно с кубриками десантников размещены помещения для хранения личного оружия и вещей. На корабле имеется столовая для десантников, в которой в случае необходимости может быть развернут лазарет. Предусмотрен комплекс медицинских помещений: операционная, лазарет, рентгенографический кабинет, ванные, лаборатории, аптека, кладовые, зубоврачебный кабинет и т. п. Общее число размещаемых на корабле коек для раненых достигает 300.

Вертолётоносец USS Iwo Jima lph2

Десантные вертолетоносцы, как и все новые десантные корабли ВМС США, оснащаются пассивными цистернами для успокоения качки. По мнению американских специалистов, такие успокоительные цистерны являются для десантных кораблей наиболее подходящими, так как, с одной стороны, их применение (в отличие от активных успокоителей качки с бортовыми рулями) эффективно не только на ходу, но и на стоянке, а с другой — не вызывает заметного удорожания кораблей. Стоимость постройки кораблей типа «Иводзима» составляет 55—60,2 млн. долларов. Продолжительность постройки таких кораблей от 23 до 43 месяцев.

По мнению иностранных специалистов, основным недостатком существовавших в то время десантных вертолетоносцев является непригодность для десантирования тяжелой техники. Поэтому в десантных операциях эти корабли предполагалось использовать совместно с десантными кораблями других подклассов.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *