Дирижабль против подлодки

дирижабль и подлодка
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Весной 1941 года чиновник военно-почтового ведомства в Берлине получил список достраивающихся подводных лодок на предмет присвоения им номеров полевой почты. Против строки U 134 он написал М 45648. Никто тогда не предполагал, что этому кораблю суждено провести бой, вошедший в военно-морскую историю.

Еще до начала Первой Мировой войны в ряде стран пробовали использовать аэропланы для поиска подводных лодок. Когда проблема противолодочной борьбы стала одной из наиболее важных в начавшейся всемирной войне, вспомнили и о летательных аппаратах легче воздуха. Самолет летал гораздо быстрее, но дирижабль имел несколько важных преимуществ: неизмеримо дольше мог продержаться в воздухе и брать на борт более крупные бомбы, которые хоть как-то компенсировали примитивность существовавших бомбардировочных прицелов.

Для поражения подлодки требовалось прямое или почти прямое попадание. Ближе к концу войны потенциальная угроза дирижабля для субмарины еще более возросла, так как он уже имел на борту авиационные глубинные бомбы и радиоаппаратуру. Все же за оба прошедших мировых конфликта лишь однажды дирижабль смог потопить подводную лодку.

Тем не менее польза от воздушного охранения никем не оспаривалась. Видя «глаз в небе», подводники предпочитали не рисковать, а уходили под воду. В результате скорость сближения с конвоем резко снижалась и возможность атаки сильно уменьшалась.

Послевоенная статистика подтвердила, что наименьшие потери несли конвои, прикрытые дирижаблями. Кроме охраны конвоев дирижабли вели разведку в открытом море, и однажды зафиксирован случай, когда немецкий цеппелин взял на абордаж транспорт противника.

В межвоенный период опыты с дирижаблями продолжались вплоть до того, что американцы испытывали аппарат с истребителем на борту. Но бурное развитие авиации и вера во «всемогущий» английский гидролокатор заметно снизили интерес к противолодочным дирижаблям. Правда, в специализированной морской литературе неоднократно поднимался вопрос, о том как бы, развивался бой дирижабля и подводной лодки, если она не ушла бы на глубину. Однако это были чисто теоретические рассуждения. При всей своей полезности аппарат легче воздуха оставался в войне на море «пассивной силой». Дирижабль имел шанс потопить лодку только неожиданным точным глубинных бомб. Днем такую атаку провести практически невозможно, дирижабль слишком медлительная и заметная цель. Пока «бомбардир» долетит до точки залпа, лодка скроется в толще воды. Ночью с дирижабля не увидишь узкую и малозаметную субмарину.

Все же чисто теоретический бой «дирижабль против лодки» состоялся в реальности в июле 1943 года и получил особое название «инцидента во Флоридских проливах».

Вечером 18 июля 1943 года на базе воздушных сил флота США в Ричмонде (штат Флорида) готовили к обычному патрульному полету дирижабль К-74. Этот летательный аппарат, построенный фирмой «Гудьир», относился к классу ZPK, т.е дирижаблей мягкой конструкции (без металлического внутреннего каркаса), или, как он назывался «Блимп».

Оболочка вмещала 3 400 000 кубических футов гелия. Два двигателя по 550 л.с. позволяли К-74 летать как тихоходному самолету, но оставаться в воздухе часами. В 19.09 наземная команда отпустила тросы, и боевая единица из 21-й эскадры мягких дирижаблей взмыла в воздух. Пилотировал воздушный корабль лейтенант резерва флота США Нельсон Г. Гриллс.

В сгустившейся темноте К-74 двинулся к району патрулирования N 1 у южной оконечности Флориды, находясь на высоте немногим более 100 метров. За 20 минут до полуночи на экране радиолокатора появилась небольшая засветка с правого борта на расстоянии 8-10 миль. Связавшись с базой и доложив о контакте в точке с координатами 29 градусов 59 минут северной широты и 30 градусов 49 минут западной долготы, Гриллс пошел на сближение. Вскоре на лунной дорожке четко нарисовался силуэт подводной лодки. Она шла 15-16- узловым ходом, придерживаясь курса 220 градусов, который приводил ее к проходящим недалеко транспорту и танкеру.

Хотя согласно действующих положений дирижабль не имел права вступать в бой с подлодкой, а должен был держать ее в поле зрения, осуществляя наведение кораблей и самолетов, здесь Гриллс задумался. Подводники его явно не видели, т.е. существовал шанс неожиданной атаки. А если немцев не остановить, они могут напасть на суда, к которым приближаются. Вдобавок только накануне командир его дивизиона потребовал более активных действий от своих подчиненных. Все это привело к решению вступить в бой. К-74 вошел в правый разворот и перешел в пикирование под углом 50 градусов, стремясь прицелиться в середину корпуса.

Внизу на палубе U 134 ни командир, капитан-лейтенант Ханс-Гюнтер Брозин, ни его вахта не подозревали об угрозе и продолжали двигаться в судоходный район у Гаваны.

…U 134 не имела особенно громкой военной биографии. Заказал ее флот в 1940 году фирме «Бремер-Вулкан» в Вегезаке. 7 мая 1941 года корабль спущен на воду, а уже 26 июля поднят военно-морской флаг. Приписанная к 3-й флотилии субмарин в Ля-Рошели, U 134 под командой капитан-лейтенанта Рудольфа-Шенделя вошла в сводную группу подлодок, направленных в арктические воды. Первый же боевой поход дал совсем неожиданный результат: 9 декабря потоплен германский пароход «Steinbeck» (2135 брт.), погибло 12 человек, столько же спаслось. Как это произошло толком никто объяснить не мог, но командир остался на своем посту и во втором походе. Тогда он 2 января 1942 года потопил английский транспорт «Wazrstan» (5135 брт.). Третий и последний северный поход успеха не принес.

После северных вод лодку назначили в Атлантику. Там, по докладу командира, он 4 августа атаковал, и потопил эсминец типа британского «Gleaves», но после войны это донесение не подтвердилось. В следующем походе на счет лодки записали потопленный 4 ноября панамский транспорт «Scapa Flow» (4827 брт). 9 января 1943 года Шендель выпустил 3 торпеды в норвежский танкер «Vanja», и акустик доложил, что четко услышал их взрывы. В самом деле это сработали бомбы английского корвета «Godetra», сброшенные по лодке, но не точно.

В следующем месяце на борт лодки поднялся новый командир обер-лейтенант Брозин. До этого он командовал U 634 с августа 1942 года, но ничем не отличился. После еще одного боевого похода, ничем ни примечательного, кроме получения командиром следующего воинского знания, он повел лодку к берегам Америки. В тот период лодки могли заправиться в океане от подводных танкеров, что значительно увеличивало срок их автономности. Так поступил и командир U 134…

На лодке не замечали атакующих до последнего момента, а заметив, моментально открыли огонь из зенитного автомата. Воздухоплаватели ответил: из носового пулемета и, достигнув точки бомбометания, атаковали лодку. Однако произошло неожиданное. Бомбардиром в этом полете был новичок. В спешке он нарушил инструкцию, и обе бомбы на внешней подвеске зависли.

Стандартное оснащение патрульного дирижабля типа К — две глубинные бомбы Мк XVII с установкой взрыва на 12 метров. Пулеметный огонь дирижабля на какое-то время погасил немецкую огневую точку, и Гриллс пошел на второй заход. Бомбы опять зависли, и К-74 оказался впереди лодки. В этом положении его могло обстрелять лодочное орудие. По такой цели немцы не промахнулись, от близкого разрыва загорелся правый двигатель и, хотя его быстро потушили, дирижабль уже не слушался руля и перешел в неуправляемый полет, газ быстро выходил из пробитой оболочки. К-74 взмыл на 200 метров и оттуда спикировал в океан, недалеко от лодки. Никто из экипажа не пострадал, но опасаясь, что оболочка вот-вот затонет и сработают глубинные бомбы, все бросились в воду и поплыли прочь.

Но К-74 не тонул, и командир вернулся обратно и обследовал повреждения, а через несколько часов решил плыть к рифу, который находился в 40 милях. В темноте никто никого не видел, и к утру четверо человек подплыли к оболочке, чтобы легче было держаться на воде. У всех имелись спасательные жилеты. Американцы опасались, что днем немцы могут осмотреть обломки, что бы захватить сигнальные книги, шифры и прочие ценные трофеи.

Брозин оставался на месте боя до утра и дал в штаб радиограмму, что сбил дирижабль и имеет повреждения легкого корпуса и балластных цистерн, может продолжать поход. Действительно с рассветом субмарина подошла к тому, что называлось K-74, его фотографировали и попробовали высадиться, но ничего снять с дирижабля было уже невозможно.

Самое удивительное, что немцы и американцы не видели друг друга. Фотографии передали на встречную лодку, поэтому они сохранились. До их обнаружения в немецких архивах никто не подозревал, что «Блимп» взяли на абордаж.

Пропавший дирижабль, конечно, начали искать. На поиски вылетел сам командир 21-й эскадры на амфибии «Грумман». Около 07.45 местного времени самолет достиг места боя. Над волнами выступал небольшой кончик баллона, неподалеку плавали люди и размахивали руками, чтобы привлечь к себе внимание. Посадка на разгулявшуюся волну была опасна, и командир эскадры направил на спасение эсминец DD 187 «Dablgreen», находившийся в 15 милях. Сам он остался в воздухе для координации и видел как в 08.45 то, что осталось от К-74, затонуло окончательно. Эсминец подобрал 8 плавающих аэронавтов. Уже на виду моряков утонул авиационный механик 2-го класса Стессель. Он стал единственным воздухоплавателем флота, погибшим в боевых действиях в годы Второй Мировой войны.

Гриллс проплавал до самого вечера, когда в 19.30 его подобрал охотник за подлодками PC 65. Командира дирижабля пришлось поместить в госпиталь из-за переохлаждения.

самолет против подлодки

U 134 через сутки после боя атакована патрульным самолетом 6-ю глубинными бомбами и повреждена.

Все же Брозин остался в море до исчерпания всех ресурсов, а затем повернул в базу. 26 августа уже «на пороге дома» лодку потопил английский самолет из 179-й эскадрильи Берегового Командования. Причем пилот смог выполнить очень хорошую фотографию своей жертвы за мгновения до взрыва бомб. Произошло это у испанского порта Виго. Весь экипаж погиб, поэтому не сохранилось каких-либо документов с немецкой стороны.

Американский командир выздоровел, но пришлось ему вначале не сладко. В военно-морских кругах разразилась жаркая дискуссия о том — как оценивать атаку К-74. Гриллс нарушил положения Устава, сам решившись атаковать, в итоге потерял дирижабль и члена экипажа. Противники этой точки зрения настаивали, что только случайность помешала одержать победу, к тому же лодка могла потопить идущие рядом суда и ущерб был бы не соизмерим с фактическим. Вначале восторжествовала «Буква Закона», и лейтенанта отдали под трибунал. Затем, когда он упомянул о приказе командира дивизиона — действовать более активно, следствие прекратили. Вскоре воздухоплаватель награжден высшей американской наградой для летчиков — «Авиационным Крестом» и получил новое назначение в штаб командующего дирижаблями Атлантического флота. Там он отвечал за разработку вопросов применения дирижаблями оружия и оптимизации его состава.

Больше бой подлодки на поверхности и дирижабля не происходил ни разу.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *