Древнее эфиопское царство Аксум

Древнее эфиопское царство Аксум
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Древнее эфиопское царство Аксум до VIII контролировало территорию Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали и Сомалиленда. Государство было основано в I веке и располагалось на северной окраине высокогорной зоны побережья Красного моря. Расцвет Царства Аксум пришёлся на III – VI века.

Процветание достигалось за счёт сельского хозяйства, животноводства и контроля над торговыми путями. Торговцы везли через Аксум слоновую кость, золото и предметы роскоши. В столице Аксум были построены долговечные каменные памятники, в этом жители Аксума добились больших успехов. Аксум стало первым африканским государством, где стали чеканить монету. А примерно в 350 году там было официально принято христианство. В Аксуме имелся и свой собственный шрифт, который и в наши дни используют в Эфиопии.

Упадок в древнем государстве начался в VII веке. Этому способствовала усиленная конкуренция со стороны арабских торговцев-мусульман и появление соперничающих местных народов, таких как беджа. Аксум смог сохранить только территорию к югу. Остатки великого царства Аксум вновь возродятся в XIII веке и сформируют великую Абиссинию.

Название Аксум (Акшум) произошло от слияния двух слов местных наречий: «агью» — вода, и «шум» — язык на языке геэз. Вода (агью) связана, скорее всего, с большими древними каменными цистернами около столицы Аксум. Правителя Аксума называли негус или негаст, что означает «царь царей».

Территорию Аксума населяли аграрные сообщества, сходные по культуре с аравийскими времён каменного века. Царство Аксум начало процветать в I веке благодаря своим аграрным территориям, надёжным летним муссонным дождям и контролю над региональной торговлей. Торговые пути вели на север к Египту и на восток вдоль восточноафриканского побережья в южную Аравию.

Ещё в I тысячелетии до нашей эры люди, проживающие в этом регионе, научились выращивать пшеницу, ячмень, просо, теф, а животноводством занимались ещё со II тысячелетия до нашей эры. На Эфиопском плато было много обширных пастбищ. Местные жители выращивали коз и овец. Преимуществом эфиопских пастбищ было и то, что они не были заражены тропическими паразитами, как другие части Африки к югу от Сахары.

Богатство Аксумом приобреталось за счёт торговли и военной мощи, которые прилагались к процветающей аграрной базе. В конце I века правящий тогда царь объединил множество обществ, создав единое Царство Аксум. Оно стало доминирующим на Эфиопском нагорье в течение шести веков. Царство стало развиваться в 350 году, установив господство над Йеменом, который тогда назывался Химьяр, в южной Аравии.

Аксум контролировал и Сомали на юго-востоке, и некоторые мелкие племена на юго-западе. Все эти народы оставались полуавтономными. Они платили дань могущественному Царству в виде сотен голов крупного рогатого скота. Это видно из аксумских надписей. Поэтому правители Аксума назывались Негуса Негаст (царь царей). Но о том, как правили абсолютные эфиопские монархи документов не сохранилось. Предположительно, царь царей разрешал побеждённым правителям управлять своими народами.

Древнее эфиопское царство Аксум

В середине IV века Нубия, ранее называвшаяся Куш и располагавшаяся на территории современного Судана, напала на Аксум. А может быть всё было наоборот. Скорее всего тогда возник спор между соседними государствами из-за контроля над слоновой костью в регионе. Царь Аксума Эзана I, правивший в 303-350 годах доблестно разбил столицу нубийцев Мероэ.

В то время некогда могущественная Нубия находилась в упадке и была ослаблена перенаселённостью. Крах Нубии дал возможность Аксуму доминировать в регионе. Другой славный период в истории Аксума был во время правления царя Калеба I в начале VI века. Тогда царство занимало территорию 4800 кв. км. Конечно, это была совсем не впечатляющая площадь, важным было не это, а контроль, совершаемый над торговыми товарами.

Цари Аксума, как и многие другие правители, тоже стремились баловаться империализмом за Красным морем в Йемене. Они пытались контролировать торговые суда, которые следовали по проливу Баб-аль-Мандеб. Тогда это был один из самых оживлённых участков на море. Рейды в Йемен совершались в III и IV веках. Но только в VI веке произошло серьёзное сражение. Правитель Йемена Юсуф Ас’ар Ятар стал преследовать христиан в 523 году.

Аксум же был христианским государством. Поэтому Калеб I отправил свои военные силы в Йемен. В этом начинании его поддержала и политически, и материально Византийская империя. Победа в этой войне досталась Аксуму. После этого в Йемене был оставлен значительный гарнизон, который там находился до 570 года, пока его не заняли Сасаниды.

В столице Аксум было много каменных памятников. Некоторые из них были похожи на египетские обелиски, но камень обрабатывался так, что напоминал архитектурные элементы аксумских построек из камня и дерева. Эти стелы имеют высоту около 24 м, но есть и образцы длиннее – 33 м. Такой монолит является самым известным крупным камнем, когда-либо перевозившимся в древности из одной точки местности в другую. Скорее всего, такие стелы перевозили на бревенчатых катках из карьера.

Часто они выполняли роль надгробных памятников с вырезанным на них троном и надписями. Дворцовые здания тоже строились из камня. В городе башни с подвалами, колонны, королевские гробницы с мощными стенами, водные цистерны, оросительные каналы и двух-трёхэтажные здания правителей. Основания их были сделаны из гранита и имели монументальные ступени. Украшением служили львиные горгульи, которые часто служили водостоком с крыш.

В качестве скрепляющего раствора использовалась глина. Также в постройках использовалось и дерево для крыш, полов, потолков. Часто украшением были изображения диска или полумесяца. Это сказалось влияние аравийских культур. В городе было много ремесленных мастерских, а с IV века – христианских храмов, когда было принято христианство, как основная государственная религия. До этого основными божествами были бог Хавбас, олицетворяющий планету Венеру, и хтонические боги Бехер и Медер. Им приносили в жертву скот.

По древней легенде путешествующий монах Фрументий стал учителем царских детей. Он и познакомил их с христианством. Когда правителем стал ученик Фрументия Эзана I в Акуме установилось христианство. А Фрументий получил титул Патриарха, став первым епископом царства. О Фрументии упоминается в Евангелие. Форма христианства Аксума очень похожа на коптскую, принятую в Египте.

Самой важной церковью Аксума была церковь Марьям Цион. В ней, согласно древним текстам, хранится Ковчег Завета, но даже в наши дни к нему никого не допускают. На территории Аксума использовалось арабское письмо, называемое сабейским, а также частично использовался в надписях греческий язык. В Царстве Аксум было разработано и своё собственное письмо. Этот шрифт называется теэз. Он сейчас используется в Эфиопии.

Надписи на нём читаются слева направо, в отличие от арабских. Аксум стало первым государством в регионе, где стали чеканить собственную монету. В столице даже был собственный монетный двор. На монетах можно увидеть религиозные символы Сабея и греческие надписи. По монетам учёные определили, что Аксумом правили как минимум 20 царей. Царство Аксум пришло в упадок с вторжением арабских мусульман. Но город Аксум никогда не терял своего религиозного влияния, пока не превратилось в средневековое царство Абиссинию.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Древнее эфиопское царство Аксум
  1. Итальян. привел богатства Венесуэлы в плачевное состояние Эскобар Пабло, создал экокатастрофу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *