Двусложные слова

Двусложные слова

К слогу, значение которого известно, присоединяем второй слог. Например, народ ульча, что обитает на Дальнем Востоке, именует себя нани. В языке ульча на — земля, ни — человек. Расширенное значение нани в языке ульча —”земля+человек”, как пишут в книгах. Нанайцы именуют себя наны. В нанайском на—земля, ны — человек. Наны также этимологизируется как “земля+человек”. Малайцы именуют себя бумипутра. На малайском буми — земля, путера — сын. Арауканы, которые обитают на юге Чили, именуют себя мапучи. На языке арауканцев это слово означает “сын земли”.

В мифологии народов мира можно найти примеры того, как отдельные личности, роды, племена и целые народы считают себя сыновьями земли, воды или солнца. Народ ориша в Африке считает себя детьми бога неба Олоруна; аймара (Южная Америка), а также инки считали себя детьми солнца. В мифах, легендах и поверьях многих народов утверждается, что человек создан из глины. Это наиболее яркое отражение того, что человек, согласно древним представлениям, является сыном земли.

Имея в виду факты языка и мифологии, самоназвание ульча (нани) и нанайцев (наны) следует интерпретировать не как “земля+человек”, а как “сын земли”. Допустим, что в нанайском слог ны, в ульча слог ни отдельно, в изолированном виде действительно обозначает человека, однако когда они употребляются совместно со слогом на — “земля” и означают самоназвание ульча и нанайцев, то их значение “человек” теряет свою силу и переходит в значение “сын”.

Слова из двух слоговИсходя из вышеуказанного, можно утверждать, что если в двусложных словах первый слог имеет гласный звук группы “земля”, то второй слог означает “сын”, а слово в целом —”сын земли” или “сын матери”. Если в двусложных словах первый слог имеет гласный звук группы У, то второй слог “сын” а слово в целом —”сын воды(неба)” или отца. Эту же идею выразим другими словами: в двусложных словах первый слог имеет главное значение. Второй слог находится в подчиненном положении и всегда означает “сын”. Конкретно кого бы и чего бы ни обозначал второй слог, мы всегда будем именовать его сыном.

Слова из двух слогов

Хотя слова типа нани, наны и обозначают “сын земли” или “сын матери”, не всегда они имеют значение “человек”, “народ”, “род” или “племя”. Противоположность земли —воду (небо) также следует считать сыном земли. Татарское су — “вода”, так сказать, в готовом виде (конечно, теоретически) является “сыном земли”. Русское вода (произношение — вада) этимологизируется как “да” есть сын “ва” или, наоборот, “ва” есть сын “да”, иначе, “вода есть сын земли”. Русское небо также относится к разряду двусложных “сынов земли”.

Многие названия рек образованы по этой модели. Например, Ка-ма, Та-на (Африка), Са-ва (Балканы), Се-на (Франция).

В языках мира слова, обозначающие горы, возвышения, камни, некоторые виды деревьев, кусты, растения, углубления, щели и т. д., теоретически являются “сынами земли”. В этой связи вспомним татарское тay и уйгурское тагъ — гора. В обоих случаях слог та означает землю, у и гъ — сын. Различие состоит только в конечных элементах. Гласный у не переходит в согласный гъ или, наоборот, согласный гъ не переходит в у, как утверждают компаративисты.

В крымско-татарском тay и тагъ звучит как дагъ. Это же слово обозначает не только гору, но и леса. Такие примеры имеются и в других языках. В нивхском пал, древнеяпонском — йама, в языке каннада — мале, караимском — тав также имеют значение “гора” и “лес”. Современному человеку кажется, что гора и лес не одно и то же и именование их одним и тем же термином кажется необъяснимым курьезом. У древнего же человека, видимо, была своя логика называть и лес и гору одним словом. Наша задача состоит в том, чтобы до конца уяснить себе эту самую логику мышления первобытного человека, а не придумывать искусственные теории и гипотезы.

Этимология слов

В двусложных словах со значением “сын воды (неба)” первый слог имеет У гласный, второй слог может иметь А гласный или вовсе не иметь его. Обитатели вод относятся к классу “сын воды”. Некоторые названия рек, речушек, родниковых, водных растений, островов образованы по модели “сын воды”. Земля сама есть “сын воды”. Татарское җир — “земля”, русское суша оформлены так же, как “сын воды”. Интересно отметить, что в Татарстане течет речка под названием Суша. Данное слово из двух слогов су – “вода” и ша — “сын” в одном случае (русском) означает “землю”, а в другом (татарском) – “речку”. Несмотря на то, что в русском и татарском суша имеет разные значения, первичная семантика слова —”сын воды” остается без изменения.
В некоторых языках “рыба” и названия рыб образованы по модели двусложного “сына воды”. Например, “рыба” в немецком — фиш, китайском — йуй, маори, рапануи — ика. Из названий рыб, образованных по этой модели, укажем еще русское щука, татарское шукэ – “щука”, сибирско-татарское (тобольское) тугу — “стерлядь”.

Двусложные слова со значением “сын неба” формально идентичны словам класса “сын воды”. В языке маори голубь называется куку, а в языке суахили куку значит “курица”, на татарском куке — “кукушка”. Русское гусь, мальгашское гиса — гусь, а в языке кетском (Сибирь) тих — лебедь.

Этимология словПриродные явления, как-то: ветер, буран и т. д. являются “сыновья неба”. Русское туча, татарское щил — “ветер” относятся к этому разряду слов. Названия многих зверей и домашних животных образованы по этой же модели. Например, татарское куй — “овца”, буре—”волк”. Длинные, прямоствольные деревья также имеют названия, относящиеся к этому разряду слов: татарское мука —”липа”, русские дуб, липа.

Ценные, цветные металлы золото, серебро, медь, по представлениям первобытного человека, считаются сыновьями неба. В шумерских мифах говорится, что до сотворения мира над землей возвышалось куполообразное свинцовое небо. Под этим куполом находились вместе бог неба и богиня земли. Верховный бог Энлиль медным ножом разрезал края небесного свода. Тогда бог неба Ан выпрямился и приподнял небо. В то время когда Ан поднял небо, края его разбились на куски и упали на землю. Цветные металлы на земле и есть остатки вот такой божественной операции.

Из названий двусложных “сынов неба” — цветных металлов укажем татарское җиз— “медь”. В некоторых языках слова со значением “камень” также образованы по модели двусложного “сына неба”. В языке ингессана (Африка) камень называется мит. Возможно, что и русское медь изначально имело такое же звучание—мит. В языке майя камень и драгоценный камень называется тун. А в древнекитайском тун — медь красная.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий