Энергия ветра

парусники
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Человечество использовало энергию ветра не только в давние времена. И сейчас в случае отказа механических установок, моряки прибегают к опыту своих предков и, используя даровую силу ветра, выходят из затруднительных положений.

В связи же с насущною задачей снизить удельные транспортные издержки на перевозку грузов и пассажиров, усилились поиски в направлении экономии горюче-смазочных материалов на судах. Одной из возможностей выполнения этой задачи является установка на торговых кораблях вспомогательного парусного вооружения. Кроме того, передвижение по воде с помощью парусов экономически выгодно, бесшумно, не загрязняет окружающей среды. В Ленинграде в ЦНИИ морского флота создана специальная группа под руководством кандидата технических наук Г. Алчуджана (в нее входят конструкторы-энтузиасты), которая ведет разработку снабжения торговых судов вспомогательными парусами.

Вторая серьезная группа конструкторов организована профессором Ю. С. Крючковым при Николаевском кораблестроительном институте имени адмирала Макарова. В 1979 году по инициативе этой грунты был собран Всесоюзный симпозиум «Исследование, проектирование и постройка современных парусных судов». На нем было сделано 40 докладов представителями десяти городов.

А на ленинградской конференции 1984 года уже были представлены законченные проекты установки аэродинамических комплексов (как теперь именуются двигатели, использующие ветер) на конкретных типах судов торгового флота.

За рубежом, в Гамбургском университете еще в 1969 году разработан проект парусника «Динашиф», который, по заявлению автора проекта В. Пролса, вполне способен соперничать с судами с механическим двигателем. Большие исследовательские работы ведутся также в английском Саутгемнтонском университете.

Японцы, более других заинтересованные в использовании даровой силы ветра (ибо Япония удовлетворяет привозными нефтепродуктами почти 100% своей потребности), начиная с 1977 года в судостроительной компании «Нишон Кокан Кайша» проводили исследования над формами парусов для наилучшей аэродинамики, а в 1980 году спустили на воду танкер «Шин-Айтоку Мару» дедвейтом 1600 тонн, имеющий вспомогательное парусное вооружение. Жесткие паруса смонтированы на двух стальных поворотных мачтах. Площадь каждого паруса 12,5×8 метров. Управление парусами осуществляется с мостика. Результаты опытной его эксплуатации показали, что экономия топлива в каждом рейсе достигала 10—15%. Поэтому в 1982 году на подобный танкер «Айтоку мару» установили вспомогательное парусное вооружение площадью 160 квадратных метров, а в 1983 году этой же компанией были построены два сухогруза дедвейтом 2100 тонн, оборудованные двумя вспомогательными парусами общей площадью 234 квадратных метра.

Недавно вышли в море океанские сухогрузы «Аква Сити» дедвейтом 30 000 тонн и «Усики Пайонир» дедвейтом 26 000 тонн, на палубе которых также имеются вспомогательные парусные установки. Разрабатываются проекты и других крупных судов со вспомогательными аэродинамическими установками.

Строятся современные парусно-моторные суда и в других странах. Так в США на теплоходе «Мини Лейс» грузоподъемностью 3 тысячи тонн, была установлена вращающаяся мачта с парусом площадью 280 квадратных метров. При уборке паруса или уменьшении его площади он просто наматывается на мачту, управление осуществляется дистанционно. Годовая эксплуатация этого судна дала экономию топлива 20%.

А опыт эксплуатации буксиров «Стил Ребел» и «Норфолк Ребел», имеющих вспомогательное парусное вооружение, привлек внимание многих судостроителей и владельцев буксиров, так как эти суда при использовании парусного вооружения совместно с основным дизелем давали экономию топлива до 30%, а увеличивали скорость буксировки на 1—2 узла.

парусники

Интересен опыт применения паруса при буксировке из США к берегам Мексики буровой платформы «Роуэн Луизиана», на которой были подняты два косых паруса общей площадью 1148 квадратных метров, что позволило увеличить скорость буксировки с 2 до 6 узлов. По оценке специалистов, действие парусов было равносильно использованию дополнительного буксира мощностью тысяча лошадиных сил.

Франция приступила к строительству специальных парусно-моторных тунцеловов. Подобные суда для рыбного промысла строятся или уже эксплуатируются и в других странах, таких, как Норвегия, США, Новая Зеландия, Доминиканская республика.

Все эти примеры говорят о том, что паруса рано сдавать в архив, более того, началось их возрождение на качественно новой основе.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *