Еврейское восстание Бар-Кохбы

Еврейское восстание Бар-Кохбы

Третью и последнюю войну между евреями и Римской империей называют восстанием Бар-Кохбы, которое произошло в 132-136 годах. До этого был продолжительный период напряжённости и насилия с первого еврейского восстания 66-70 годов, когда был разрушен Второй Храм, и Китосской войны 115-117 годов. Но восстание Бар-Кохбы имело сильные отличия от предыдущих мятежных событий.

В этот раз евреи объединились под предводительством одного лидера, Бар-Кохбы, и ударили по римлянам единым фронтом. Их вождь, Бар-Кохба, ещё известен как Шимон Бар-Кохба, Бен-Козба и Козиба. Он был очень религиозен, поэтому многие его считали мессией, способным привести евреев к окончательной победе над римлянами.

На первом этапе борьба под управлением Бар-Кохбы была довольно успешной, что мог быть уничтожен целый римский легион. Некоторые историки полагают, что восставшие евреи смогли восстановить контроль над городом Иерусалимом. Они также отвоевали значительные участки древней Иудеи. Однако римлянам удалось перегруппироваться и применить стратегию выжженной земли. В конце концов римлянам удалось искоренить мятежников и опустошить страну.

Эта война привела к разрушению еврейского общества. В нём произошли далеко идущие демографические и политические изменения. Римляне истребили большинство еврейского населения, а оставшихся в живых сделали рабами. Все еврейские национальные надежды были разрушены. Только в 1948 году евреям удалось стать независимыми и создать собственное государство Израиль.

Исторических источников о восстании Бар-Кохбы почти не сохранилось, а то, что есть, даёт очень скудные знания по происходившем. Эти события описывал древний церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский. Некоторые записи о еврейской войне сделал Иероним. Но и они дают очень скудные сведения о восстании Бар-Кохбы, некоторые важные детали. Еврейские источники трудно назвать историческими. Записи о мятеже бар-Кохбы есть только в раввинской литературе, хранящейся в Иерусалиме, и вавилонских Талмудах.

Но те записи скорее можно назвать легендами. Они довольно ненадёжны по своей природе. Но они показывают общую картину войны евреев и её последствия. Также некоторые археологические находки открыли некоторые аспекты восстания. Сохранились монеты, которые были отчеканены во время периода освобождения Иудеи от римского владычества.

Это указывает, что в это короткое время существовало независимое еврейское государство. Когда в Иудейской пустыне проводились раскопки в 1960 году, археологи обнаружили пещеру. Там прятались беженцы во время восстания. Это место учёные назвали Пещерой писем. В ней они нашли несколько писем, которые написал сам Бар-Кохба. Они дали представление о самой личности еврейского вождя и стиле его правления.

Бар-Кохба – очень важная и загадочная фигура в истории еврейского народа. О нём почти нет никаких сведений. Ни Евсевий, ни Иероним, ни еврейская раввинская литература не дают полной картины о личности Бар-Кохбы, хотя упоминают его. Более подробно о нём написано в еврейских источниках. До сих пор имя «Бар-Кохба» остаётся загадкой. На арамейском языке – это «Сын звезды».

Еврейское восстание Бар-Кохбы

Историки считают, что это скорее всего мессианское название. В раввинских источниках он записан, как Шимон Бен-Козба или Козиба. И это является игрой слов, означающих «ложный» или «фальшивый». Поэтому взгляд еврейских богословов на него указывает, как на ложного мессию. А в письмах, найденных в Пещере писем, сам Бар-Кохба называет себя Шимоном Бен-Козибой.

Но несмотря на мнение раввинов-летописцев, в еврейском народе было сильное и распространённое мнение, что Бар-Кохба – это и есть обещанный мессия. Поэтому, скорее всего, война под его руководством была не только политической, но и религиозной. Она подпитывалась сильными страстями мессианской веры в грядущее искупление Израиля. Об этом пишет и историк Евсевий. Он говорит о сильной мессианской ауре, которая окружала Бар-Кохбу. В своих описаниях он называет вождя «Бархочебас» – «сын звезды».

Евсевий пишет, что лидером евреев был человек, являющийся убийцей и разбойником. Но он всегда полагался на своё имя, обращаясь с другими, как с рабами. Бар-Кохба утверждал, что он, подобно светилу, сошёл с небес и несёт просвещение всем страждущим. В одном из найденных в пещере писем, есть описание Бар-Кохбы, как «князя Израиля». Из этого можно сделать вывод, что он как вождь восстановил еврейское Царство. Это было важным достижением для любого мессианского лидера.

Евсевий относился к Бар-Кохбе, как к отрицательному персонажу, который бросал вызов утверждениям Иисуса. Он считал, что Бар-Кохба притеснял христиан Иудеи. Об этом тоже есть сведения в еврейских источниках. Иногда о нём пишут, как о легендарном герое, но большинство осуждают его как лжемессию, вовлёкшего свой народ в кровопролитную войну и беду, последовавшую за этим.

В одном из древних источников говорится, как Бар-Кохба забил до смерти пожилого священника за какое-то нарушение. В другом, он не принимает советы раввинов, что нельзя калечить своих солдат. Они считают, что тем самым Бар-Кохба игнорирует волю Божью, поэтому и произошло падение армии. В некоторых раввинских записях есть упоминание, что раввины убили Бар-Кохбу.

Из писем Бар-Кохбы можно получить некоторое представление о его характере. Он очень властен и требователен. Бар-Кохба пишет получателю письма, что тот должен предоставить ему больше воинов для армии. В другом он требует отправить ему священные посевы на праздник Суккот. Но это не говорит, что еврейский лидер был тираном. Такое поведение вождя было типичным для его времени. Из записей можно сделать вывод, что Бар-Кохба был харизматическим, физически подготовленным, отважным и в какой-то мере жестоким лидером. Он сам себя убедил, что является мессией и должен освободить евреев. Но это его желание привело к ужасным последствиям для его народа. Поэтому его и критиковали историки и раввины, как ложного мессию.
Что касается причин восстания, то они тоже неясны.

По мнению Кассия Диона, в этом виноват император Адриан, который хотел преобразовать Иерусалим, обратив его в язычество и навязав своих богов. А Евсевий, в свою очередь, утверждает, что это было результатом войны, а не причиной. В других источниках говорится, что Адриан подавлял важные еврейские ритуалы, такие как обрезание и суббота. Евреи хотели вернуть себе Иерусалим и восстановить Храм, а также освободиться от греческих и римских колонистов. Историки сходятся в том, что восстание Бар-Кохбы не было стихийным, оно было тщательно спланированным и подготовленным.

Евреям удалось собрать большое количество оружия и прорыть тайные тоннели для партизанской войны. Они объединились под одним религиозным и политическим лидером. По словам Дион, сначала восставшие вели партизанскую войну, а затем «взбудоражили всю землю». Дион писал, что в результате войны были стёрты с земли 50 аванпостов и 985 деревень. Всего в этой борьбе погибло 580 тысяч человек в результате сражений, набегов, голода и болезней. Вся Иудея была опустошена.

В результате Иерусалим был разрушен, а евреи уничтожены большими группами и изгнаны с их исконной земли. Римские солдаты забивали младенцев камнями и массово убивали мирных жителей. Из их трупов была построена целая стена, которая протянулась на несколько километров. Хотя, как считают историки, эти сведения несколько преувеличены, хотя реальность была действительно очень ужасной. Если говорить современным языком, римляне провели этнические чистки. Таков итог еврейского восстания Бара-Кохбы.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий