Французские барки

барк
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

К началу ХХ века паровой флот не смог полностью оттеснить парусный — моря и океаны продолжали бороздить многочисленные парусные суда. И среди них были не только заслуженные ветераны, шагнувшие из века минувшего в век нынешний. Продолжалось строительство и новых парусников — в основном это были гиганты «винджаммеры», которые все еще могли выдерживать конкуренцию с пароходами.

Трудно представить, что в наш век действия парусных судов могли сказываться на событиях мирового значения, но тем не менее это так.

Именно массовое использование винджаммеров для перевозки селитры из портов Северного Чили в порты Англии и Франции помогло победить этим странам в первой мировой войне. В 1918 году подсчитали, что из всей флотилии винджаммеров, внесшей свой весомый вклад в разгром Германии и насчитывавший около ста судов, только одна треть благополучно встретила конец войны, две трети судов погибли в океане. Но винджаммеры не сходили с морских торговых путей вплоть до начала второй мировой войны.

И сейчас, оглядываясь назад, человечество стремится не только отдать должное этим могучим океанским труженикам, но и перенять их опыт. Ведутся новые работы в области парусного судостроения, появляются книги и кинофильмы о них. И, конечно же, почтовые ведомства большинства стран мира не смогли пройти мимо этой темы — марки многих стран украсились изображениями парусных гигантов ХХ века. Вот об этих судах и будет наш дальнейший рассказ.

«Президент Феликс Фор»

На французских верфях был построен также барк «Президент Феликс Фор». Со стапелей верфи в Гавре это четырехмачтовое стальное судно сошло в 1896 году и после спуска на воду оно было поставлено на линию, связывающую Францию с ее колониями в Индийском и Тихом океанах.

Моряки легко узнавали это судно в море: его парусное вооружение имело один дополнительный ряд прямых парусов. Эти паруса в английском флоте называли «небесными», а в русской терминологии они носили название трюмселей.

Ходовые качества барка были великолепными. Так, на одном из переходов из порта Диего Суареса в столицу Новой Каледонии порт Нумеа он показывал скорость 16 узлов в течение 36 часов подряд.

Успешная эксплуатация судна продолжалась свыше 10 лет. Однако в марте 1908 года, в штормовую погоду, барк сел на мель в районе островов Антиподы (в южной части Тихого океана).

Снять судно с мели не удалось, и его разбило штормом. Команда благополучно перебралась на один из островов, откуда ее сняло через семь недель английское военное судно «Пегас». Изображение барка «Президент Феликс Фор» сохранилось на многочисленных марках Новой Каледонии, выходивших в 1905—1912 годах.

«Антонин»

Стальной четырехмачтовый барк «Антонин» был построен на французских верфях в Дюнкерке в 1902 году судостроительной фирмой «Ател и Шант».

До первой мировой войны он эксплуатировался на традиционных трансатлантических линиях по перевозке массовых грузов.

Во время войны «Антонин», как и сотни других винджаммеров, работал на перевозке стратегических грузов, в основном, чилийской селитры.

Барк «Антонин» постигла печальная участь большинства винджаммеров, перевозящих эти грузы.

В 1917 году немецкий рейдер-парусник «Зееадлер» потопил беззащитный барк. Но он остался на стофранковой марке Дагомеи, вышедшей в 1967 году в серии, посвященной флоту.

«Сюзанна»

В знаменитой массовой операции винджамеров по доставке чилийской селитры в Европу участвовал и барк «Сюзанна». Этот трехмачтовый стальной барк построен на французских верфях в 1901 году фирмой «Атель» и до войны, как и большинство винджаммеров тех лет, эксплуатировался на трансокеанских линиях, перевозя массовые не требующие срочности грузы.

барк

Как известно, две трети винджаммеров, участвующих в операции по доставке селитры, погибли в океане. Большинство из них были утоплены рейдерами кайзеровской Германии, а многие погибли от тяжелых погодных условий. Судьба сохранила барк «Сюзанна», и он пережил своих соплавателей по трудным рейсам. После первой мировой войны судно продолжало перевозить массовые грузы, но в конце своей деятельности, продолжавшейся почти четверть века, судно больше простаивало в портах, чем находилось в море.

В связи с надвигающимся мировым кризисом, не выдержавший конкуренции с пароходами и теплоходами, барк «Сюзанна» был разобран на верфи в Испании в 1925—1936 годах.

Его можно теперь увидеть на 30-франковой почтовой марке, выпущенной в Дагомее в 1967 году.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *