Французские утопленники

Франс 2
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Англия с Францией всегда соперничала на море. Стремление утвердиться в роли передовой морской державы в деле обладания крупными парусниками, заставило судовладельца А. Д. Бордома заказать на английском судостроительном заводе в Глазго пятимачтовый барк «Франс».

Это было первое судно серии пятимачтовиков, спущенное на воду в 1890 году. Французские моряки очень любили его и гордились им. Несмотря на то, что многие специалисты считали остойчивость барка недостаточной, он успешно эксплуатировался на линии Европа — Южная Америка. Но, не проплавав полных 11 лет, в очередном рейсе барк «Франс», груженный углем, при невыясненных обстоятельствах был оставлен экипажем. Это произошло у берегов Бразилии. Брошенный экипажем в океане, барк затонул 12 мая 1901 года.

Французская морская общественность болезненно переживала потерю барка «Франс». Стремление восстановить репутацию французского парусного флота заставило приступить к разработке проекта крупного парусника «Франс-2», Французская судоходная компания «Сосьете де Навир» заказала его на отечественной верфи в Бордо. Постройка была закончена в 1911 году.

Пятимачтовый барк удался на славу. Это было не только самое крупное из когда-либо построенных, но и самое элегантное судно, в конструкцию которого было внесено много новинок, отличающих его от предшественников.

Прежде всего, судно имело двухвальную механическую дизельную установку суммарной мощностью 1800 лошадиных сил, сообщающую «Франс-2» скорость до 10 узлов при винтах регулируемого шага. На борту была установлена радиостанция (в то время большая редкость на судах торгового флота). Это давало возможность получать информацию о состоянии погоды по всему маршруту переходов, что очень важно для обеспечения безопасности перехода любого судна, а парусника в особенности.

Парусное вооружение барка также имело несколько усовершенствований. На палубе были установлены ручные брасовые лебедки с приводами на все реи, при этом они могли выбирать снасти с переменными скоростями, устанавливаемыми по потребности. Тяжелые клепаные стальные реи поднимались при помощи специальных фаловых лебедок, приводимых в действие вручную. Парусов на передних четырех мачтах было меньше по количеству, но площади их были несколько большими.

В сентябре 1911 года барк «Франс-2» был спущен на воду и ошвартован у достроечного пирса. Достройка затянулась, и он вышел в первый пробный рейс в Новую Каледонию только в 1913 году. С возвращением из этого рейса барк был мобилизован, и всю первую мировую войну простоял в портах. После войны, прежде чем совершить свой первый послевоенный рейс, «Франс-2» длительное время стоял в ремонте, восстанавливая механизмы и парусное вооружение.

Только весной 1921 года барк под командованием капитана Лепорта, приняв в трюмы груз угля, снялся в рейс в новозеландский порт Литлтон. Это было время, наихудшее для перехода на этой трассе, и рейс продолжался 110 суток (лучшее время парусников на этом переходе — 75 суток, среднее — 98).

В свой последний рейс барк вышел из Лондона в феврале 1922 года с грузом цемента. В порт Тио на Новой Каледонии «Франс-2» пришел через 103 суток — переход явно не выдающийся. После окончания выгрузки барк должен был совершить балластный переход в порт погрузки Пуэмбут для принятия в трюмы груза никелевой руды на Европу.

Франс 2

Следуя с восточного берега Новой Каледонии на западный, где расположен порт Пуэмбут, проходя вдоль рифового барьера, барк в полночь 2 июля 1922 года наскочил на рифы. Причиной, по заключению специалистов, могло быть плохо изученное течение, подносившее судно к рифам, или изменившаяся девиация магнитных компасов из-за груза железа в трюмах. Не исключалась также и вероятность погрешности девиации.

«Франс-2», наскочив с полного хода на камни, до утра не подавал сигнала бедствия. Но и подав его, экипаж барка повел себя странно: вместо того, чтобы предпринимать меры к спасению судна он во главе с капитаном покинул его.

Австралийская спасательная служба и отозвавшийся на сигнал бедствия пароход «Канэдиан транспорт» спешили на помощь, а экипаж, посчитав судно погибшим, старался спасти лишь личные вещи, оборудование  — все это было свезено на берег. Океан же делал свое дело, медленно, но верно разрушая судно. Повторилась судьба барка «Франс», который на плаву был оставлен экипажем в открытом море и вскоре затонул.

Так погибли прекрасные крупные парусные суда, носящие на своих бортах имя Франции.

Барк «Франс-2» изображен на двух марках: Франции и Французских заморских территорий.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *