Героизм наших летчиков в боях

герои неба 42
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В небе над Волгой применялись два вида таранов: воздушный и огненный. В первом случае летчик, израсходовав боезапас, своим самолетом сбивал вражескую машину, во втором — пилот, по примеру Гастелло, превращал объятый пламенем самолет в разящее оружие, направляя его на наземные объекты противника.

За 200 дней в небе Сталинграда совершено десять огненных таранов. Это значит, что более 20 летчиков, штурманов, стрелков-радистов стали гастелловцами: слившись воедино с горящей машиной, они нанесли последний удар по врагу.

Первым, кто превратил смертельно раненный самолет в разящее оружие, был майор Владимир Землянский — командир 622-го штурмового авиационного полка, уроженец г. Москвы. Свой немеркнущий подвиг он совершил в самом начале великой битвы — 7 августа 1942 г. Землянский обрушил свой горящий самолет на скопление танков в районе разъезда 74-й километр. Свою смерть он превратил в героический бессмертный подвиг. Родина высоко оценила бесстрашие и мужество своего верного сына. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 г. майор В. В. Землянский удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.

Вскоре страна узнала о подвиге сержанта В. А. Рогальского — двадцатилетнего пилота 206-й штурмовой авиационной дивизии.

10 августа в группе штурмовиков Рогальский прикрывал переправу через Дон. После прямого попадания зенитного снаряда его самолет загорелся. Сбить пламя не удалось, и тогда молодой летчик решил ценой своей жизни нанести урон фашистским захватчикам. Он спикировал в гущу врагов. Охваченный пламенем самолет, словно огненный метеор, обрушился на скопление вражеских танков, разметав их в разные стороны. Раскатистое «ура» наших воинов, наблюдавших на земле эту беспримерную картину боя, было салютом подвигу героя.

Новый оглушительный взрыв раздался в стане врага 4 сентября 1942 г. Это капитан В. А. Ширяев — командир эскадрильи 806-го авиаполка 289-й штурмовой авиадивизии — направил свою горящую машину в скопление танков и пехоты противника.

Абдиров направил пылающий самолет в скопление вражеских танков. Сержант Абдиров был посмертно награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Защищая небо Сталинграда, советские летчики успешно применяли таран — новый способ ведения воздушного боя, оружие смелых и бескомпромиссных, идущих до конца. Воздушный таран требовал от летчиков исключительной выдержки, железных нервов и огромного духовного порыва. Каждый таран был великим подвигом, триумфом мужества и отваги. Такие удары советских летчиков наводили ужас на гитлеровцев, которые считали, что таран — это случайность или безумство большевистских «смертников». Ни первое, ни второе определение не выдерживает критики. Конечно, таран не был заранее разработанным тактическим приемом, но он не был и случайным явлением.

Одними из первых после русского авиатора Петра Нестерова таран применили советские летчики Петр Харитонов, Михаил Жуков и Степан Здоровцев. В небе Сталинграда совершено более 28 таранных ударов, в том числе дважды — старшим лейтенантом И. Казаковым и лейтенантом С. Кырчановым.

Только за три месяца боев (август, сентябрь, октябрь 1942 г.) летчики 8-й воздушной армии совершили более десяти таранных ударов. Методом тарана летчики 102-й истребительной авиадивизии сбили в 1942 году 18 фашистских самолетов, не потеряв при этом ни одного .

Многие летчики, таранившие вражеские самолеты, привели на свои аэродромы почти неуправляемые машины с обрубленными крыльями и погнутым и винтами. В их числе: В. Пятов, Л. Бинов, Н. Оборкин, Н. Козлов, И. Казаков, А. Рябов, А. Сидоровский, И. Зайкин, А. Попов. Были случаи, когда самолет после нанесения таранного удара не удавалось спасти. В подобной обстановке пилоты вынуждены были выброситься с парашютами. Так поступили Т. Войтаник, М. Баранов, В. Су- чак, С. Кырчанов, Б. Гомолко, Д. Гудков и другие.

В те тревожные дни жарко было в небе над Волгой. То и дело вспыхивали неравные поединки, возникали и распадались воздушные карусели. С утра до вечера фронтовое небо дрожало от раскатистого гула моторов, перестука пушечных и пулеметных очередей, от разрывов зенитных снарядов. Часто его прочерчивали дымные факелы: то с нарастающей скоростью летели к земле сбитые самолеты. Летчики побеждали врага не только своей храбростью, но и искусством воздушного боя, мастерским владением техникой и оружием. Смерть отступала перед мужеством и боевым мастерством, силой духа и крепостью здоровья гвардейцев неба. Бывало и так: в фюзеляже и в крыльях зияли пробоины, свисали рваные полосы металла, а самолет продолжал лететь…

Счет таранным ударам был открыт на седьмой день Сталинградской битвы, 23 июля 1942 г. в боях на Дону. Первым совершил воздушный таран старший сержант А. Р. Попов.

Патрулируя на самолете И-16, сержант Попов в районе северо-западнее г. Калача встретил вражеский самолет ДО-216. Завязалась воздушная дуэль. Попов пошел в лобовую атаку, но враг уклонился от боя, шмыгнул в сторону, стремясь резким пикированием уйти на запад. Израсходовав боекомплект, сержант, выжимая из истребителя предельную скорость, подошел к вражескому самолету снизу и резко взял ручку на себя. Винт отрубил хвостовое оперение противника и неуправляемый самолет боспорядочно полетел к земле. Сержант Попов, выбрав удобный момент, совершил посадку в поле, не выпуская шасси.

Подлинным героем неба, бесстрашным соколом показал себя летчик М. Д. Баранов — воспитанник 183-го истребительно-авиационного полка 8-й воздушной армии. Его имя, окруженное ореолом славы, было известно не только фронту, но и тылу.

герои неба 42

Произошло это днем 6 августа 1942 г. Группа из 7 самолетов Як-1 сопровождала штурмовиков. При подходе к цели возникла непредвиденная трудность: они встретились с 25 вражескими истребителями М-109 и бомбардировщиками Ю-87. Не колеблясь, командир группы истребителей старший лейтенант М. Баранов принял решение: оставить одно звено для сопровождения штурмовиков, а четырем самолетам вступить в бой с противником.

Первая же атака увенчалась успехом: Баранов зажег один фашистский истребитель, другой подбил летчик Юдин. Вскоре два истребителя противника взяли самолет Баранова «в клещи», чтобы изолировать его от боевых товарищей и уничтожить. Разгадав замысел врага, Баранов резким маневром и сближением отогнал от себя один вражеский самолет, а другой уничтожил короткой пулеметной очередью. Закончив бой, Баранов заметил, как 5 немецких истребителей атаковали наш штурмовик, выходивший подбитым из боя. Маневром и огнем Баранов отогнал от него фашистских стервятников, с короткой дистанции сбил еще 1 самолет и продолжал драться с 4 истребителями. Но вот кончились боеприпасы. Выбрав удобный момент, Баранов пошел на таран. Правой плоскостью своего самолета он ударил по стабилизатору вражеского истребителя, который вскоре развалился в воздухе. После этого Баранов ввел свой поврежденный самолет в левую спираль, пытаясь балансированием спасти машину. В этот момент последовала еще одна атака противника. Был пробит радиатор, самолет стал малоуправляем, и спасти его не представлялось возможности. Убедившись в этом, Баранов решил покинуть свой самолет, но не смог выбраться из кабины. Тогда он раскрыл парашют и с его помощью вырвался из самолета. 2 М-109 бросились на безоружного летчика, стремясь расстрелять его при спуске на землю. На помощь отважному герою поспешили 2 наших истребителя и спасли ему жизнь.

Так закончился этот жестокий бой. В течение нескольких минут Баранов сбил 4 вражеских самолета. Это был не первый и не последний подвиг славного летчика/ За короткий срок на личном счету М. Д. Баранова стало 24 уничтоженных самолета противника.

За выдающиеся подвиги в борьбе с врагом летчик М. Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Каждый день вылетал навстречу врагу прославленный летчик. Свыше 280 раз поднимался он в воздух для выполнения боевого задания, более ста раз штурмовал фашистские войска, участвовал в 85 воздушных сражениях. В трудный час испытаний М. Д. Баранов все отдавал во имя победы, ради жизни на земле. Им гордится Родина!

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *