Героизм судов «Гаситель» и «Самара»

Героизм судов «Гаситель» и «Самара»

Буксирный пароход «Крестьянин» (капитан Б. П. Широков) шел с тремя баржами вверх по Волге. Караван атаковала группа фашистских самолетов. Капитан и его экипаж не растерялись. Под бомбежкой они сумели расчалить состав, рассредоточить баржи под крутым берегом, благодаря чему врагам не удалось уничтожить ни одного судна.

Буксирный пароход «Механик Власов» (капитан А. М. Смирнов) выполнял рейс в Астрахань, следуя от Сталинграда. У Саралевской воложки пароход встал на ночевку под берегом и так замаскировался, что сколько ни искали его вражеские самолеты, а найти не могли, хотя и пролетали прямо над ним. Утром пароход продолжил свой путь и благополучно прибыл в Астрахань.

Буксирный пароход «Минск» (капитан С. П. Красильников) в последних числах июля 1942 года следовал с баржами из Астрахани вверх по Волге. В районе Черного Яра два вражеских самолета атаковали караван и сбросили 5 бомб. Благодаря правильному маневру капитана С. П. Красильникова ни одна из них не достигла цели.

Караван судов, буксируемый пароходом «Академик Губкин» (капитан Д. А. Вдовин, комиссар Дьяконов), 26 июля 1942 года в районе Горная Пролейка подвергся нападению группы вражеских самолетов, которые не только сбрасывали бомбы, но и обстреливали суда пушечно-пулеметным огнем. В результате этого на пароходе несколько человек из команды были убиты и ранены. Пароход получил около 70 пробоин от пуль и осколков. Капитан Д. А. Вдовин, осуществляя правильно рассчитанный маневр, сумел вывести судно и пять буксируемых барж из-под огня. Ни одно судно каравана не погибло.

Усилиями команды парохода все пробоины были заделаны, и он продолжал свой рейс.

Однако ночью в районе Пес- отступил.

Самоотверженно и мужественно действовали речники и моряки Волжской флотилии при спасении различных грузов, людей и имущества с поврежденных и гибнувших судов, железнодорожных вагонов, береговых и плавучих складов, а также при спасении самих судов.

Особенно прославились в те дни своим мужеством и героизмом экипажи пожарно-спасательных судов «Гаситель» и «Самара».

Героизм судов «Гаситель» и «Самара»

Командовал «Гасителем» в то время известный по всей Волге капитан П. В. Воробьев. Бывший военный моряк Черноморского флота, он служил на линейном корабле «Синоп» матросом 1-й статьи еще в 1904-1905 годах. В гражданскую войну П. В. Воробьев принимал активное участие в борьбе с белогвардейцами на Северном Каспии и в Царицыне. После войны командовал ледокольным пароходом «Каспий» и многими другими судами. В 1927 году он был назначен капитаном пожарно-спасательного парохода «Гаситель».

За свою долгую службу на Волге «Гаситель» спас множество судов 1928 году пароход посетил К. Е. Ворошилов, а в 1929 году А. М. Горький. Они оставили восторженные записи в вахтенном журнале судна о молодецких действиях членов экипажа. До Великой Отечественной войны экипаж «Гасителя» был одним из лучших на Волге, он же был и в числе зачинателей стахановского движения.

Когда пришла война на Волгу, капитану П. В. Воробьеву было 59 лет. Несмотря на возраст, Петр Васильевич был полон сил и здоровья, был одним из самых энергичных и деятельных капитанов. Кажется, не существовало такого задания, которого бы не выполнил «Гаситель», его капитан и экипаж!

На «Гасителе» уже к 26 июля 1942 года было установлено зенитное вооружение, обслуживаемое небольшой воинской командой.

В ночь с 27 на 28 июля 1942 года в районе реки Пичуги вражеские самолеты нанесли бомбовый удар по каравану судов, в котором было три баржи, «Обь», «Медянка» и «Рутка», следовавшему вверх по реке.

В результате нападения наливная баржа «Обь», в трюмах которой было 10400 тонн керосина, получила прямое попадание вражеской бомбы, примерно в середину корпуса. На ней вспыхнул пожар. Из большой пробоины в палубе стал выливаться керосин, продолжавший гореть на воде. Баржа к тому же прочно села на мель, а к ней были причалены «нос в корму» еще две баржи «Рутка» и «Медянка» с мазутом. Огонь с «Оби» мог в любую минуту перекинуться на «Рутку», а затем и на «Медянку».

Из Сталинграда самым полным ходом на помощь этому каравану вышел «Гаситель». Капитана не испугала минная опасность в районе Акатовка — Ерзовка, и пароход в 1 час 35 минут 28 июля прибыл на место происшествия.          

Было ясно, что «Обь» спасти невозможно, надо было отделить другие баржи и увести их подальше от горевшей. Но как подойти к ним, если вокруг на воде бушевало пламя горящего керосина?

П. В. Воробьев приказал струями мощных пожарных насосов поставить впереди судна водяную завесу. Двигаясь за этими струями, «Гаситель» подошел к «Рутке».

Начальник пожарной команды Нестеров, обвязав лицо фартуком, спрыгнул на палубу «Рутки», а за ним двое матросов, облитых с ног до головы водой. В это время командир боевого расчета Червяков водяными струями с парохода отсекал пламя от высадившихся смельчаков. Нестеров со своими помощниками пытались отдать швартовы, которыми «Рутка» была причалена к «Оби». Наконец, это им удалось, и «Гаситель», забуксировав эти две баржи, увел их из опасного места.

«Рутка» и «Медянка» были приведены в Шадринский затон. Все суда, работавшие на сталинградских переправах, в течение нескольких месяцев брали с них мазут для своих топок.

Вспоминая эпизод спасения «Гасителем» барж с мазутом, секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) А. С. Чуянов писал:

«В этой схватке с огнем самоотверженно вела себя вся команда «Гасителя», особенно капитан П. В. Воробьев, главный механик Ерохин».

Капитан «Гасителя» за отличные действия по спасению барж «Рутка» и «Медянка» объявил всей команде благодарность.

8 августа 1942 года 17 фашистских самолетов «Хейнкель-Ш» совершили налет на железнодорожную станцию Сарепта и Красноармейский затон, где скопилось большое количество железнодорожных вагонов и судов, груженных боеприпасами, военной техникой и различным имуществом. В результате бомбового удара на станции и в затоне начались большие пожары. Взрывались вагоны с боеприпасами, гибли в огне береговые складские помещения, а в затоне суда.

К месту пожара по тревоге вышли пожарно-спасательные пароходы «Гаситель» и «Самара» (капитан М. Я. Овчинников). В то же время команда парохода «Минск» (капитан С. П. Красильников) получила задание вывести из Красноармейского затона в безопасное место баржи с боеприпасами и военным имуществом.

В неимоверной тесноте затона среди рвущихся боеприпасов «Гаситель» и «Самара» подошли к пылавшей пристани и смело вступили в борьбу с огнем. Краснофлотцы двух героических судов работали среди пламени и свистящих вокруг осколков и пуль, рвущихся боеприпасов, направляя струи пожарных рукавов на самые опасные места. Только по счастливой случайности на этих судах не было жертв, ведь на «Гасителе» потом насчитали 28 пробоин в корпусе и надстройках.

К утру 9 августа 1942 года с огнем было покончено. Члены экипажей пароходов «Гаситель» и «Самара» показали себя настоящими героями.

Вот как описал действия команды «Гасителя» участник тех событий А. В. Шагурин: «…то и дело раздавались взрывы снарядов, гранат, треск патронов, напоминая пулеметные очереди. От взрывных волн на «Гасителе» лопались иллюминаторы, разбивались стекла в рубке. Воздушные волны сбивали людей с ног. На многих загорелась одежда, огонь нестерпимо обжигал лица. Но ни один человек не вышел из строя. Главный механик Ерохин не отходил от камеронов , и восемь мощных водяных струй ни на секунду не ослабевали. Более 12 часов подряд руководил героическим сражением с огнем капитан «Гасителя» Петр Васильевич Воробьев… В 6 часов утра с огнем было покончено» .

При тушении пожара на «Гасителе» особенно отличились руководители пожарных групп Филиппов и Червяков, пожарные Елагин, Олейников, Агарков, Хоролевский, Алешин и другие.

От бомбовых ударов в Красноармейском затоне, кроме железнодорожных вагонов, береговых складов и других сооружений, погибли баркас «Энергичный», катера «Танкист» и «Гвардеец», три баржи.

Для «Гасителя» это был не последний пожар, в тушении которого он участвовал. 20 августа он тушил пожар на Лесобазе, 22 августа — на складах кожевенного завода в Купоросном, 23 августа — у Центральной пристани Сталинграда и у нефтебазы, а также во многих других местах города во время его бомбежки фашистской авиацией.

Героически проявил себя и личный состав парохода «Минск», пробивавшегося к барже с боеприпасами.

Так как затон был забит судами, пароходу пришлось тащить баржу на коротком буксире. Риск был огромный: в случае взрыва боеприпасов на барже от парохода ничего бы не осталось. Но боеприпасы надо было спасать, и баржу вывели из затона, поставили в безопасное место. А потом снова в затон, в море огня и рвущихся боеприпасов. Так же вывели другую баржу, груженную авиабомбами, и несколько других судов.

Капитан С. П. Красильников, комиссар В. Н. Долматов и экипаж парохода действовали смело и самоотверженно, чем спасли в этот день несколько судов.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий