Главные антагонисты в разных религиях

Главные антагонисты в разных религиях

Во многих религиях, как в общепринятых, так и в языческих, демонами называют злых духов, дьявола, сатану и так далее. В религиях, где принято многобожие, грань между богами и демонами меняется. В них есть как добрые демоны, так и злые боги. В религиях, где существует единобожие, духи выступают слугами одного бога. Демонология в них возведена в ранг антагонистов Бога.

Положение демонов в этих религиях отличается от статуса демонов в политеизме. У народов, живших на древнем востоке не было, в том числе и евреев, термина, соответствующего слову «демон», более могущественного, чем Бог, и который менее был бы наделён индивидуальностью. Великим богам осуществляется систематическое общественное поклонение, а демоническим сущностям нет. Бесы рассматриваются только в магических обрядах в индивидуальных случаях человеческих бед.

В Месопотамии с древнейших времён осуществление защиты от злых духов было проблемой. Это началось ещё с шумеров. От них распространилось большая часть названий и практик, связанных с бесами, демонами и другими злобными существами. У них не было различий между великими богами и бесами. Они называли демонов «злыми богами». Но даже у шумеров демоны обладали меньшей силой, чем добрые боги, хотя иногда и восставали против них с некоторым успехов.

В молитвах они упоминали семь классов демонов, которые жили в пустынных местах, в подземном мире, возле захоронений людей. Часть из них были призраками, неприкаянными душами умерших от насилия. Они вызывали головную боль или лихорадку. Ведьмы убивали детей ещё в животе матери и младенцев. Часто они изображались в виде сложного монстра Лилит месопотамской, суккуба.

В Ханаане тоже имелся свой реестр демонов. Он очень напоминал месопотамскую, о чём свидетельствуют некоторые артефакты. В одном из религиозных текстов бог Эль был сильно напуган демоном, у которого имелось два рога и хвост, подобно христианскому дьяволу в более поздних изображениях. От злых духов в Ханаане изготавливали специальные амулеты. Носили их и роженицы. Иногда злых богов изображали в виде сфинкса с надписью: «Летающий Лил» или «Волк, пожирающий ребёнка». Это очень близко к месопотамскому, арабскому и еврейскому фольклору.

Официальная религия Израиля имеет довольно сильный контраст с современным политеизмом в роли демонов. В Библии их роль практически равна нулю. Израильтяне с давних времён запрещали магию. Это прописано ещё в древнейшем сборнике законов, где не разрешалось чародейство. Большая часть языческой магии была направлена на отпугивание демонов, защиты от них. Но религия израильтян не вела торговлю с бесами. У евреев все болезни и бедствия исходили от Бога, а не от демонов.

Агентами Бога выступали ангелы, которых Он контролировал. Саула беспокоил «злой дух от Господа». В Библии сохранились лишь небольшие следы веры в демонов. Возникает сложность их толкования, так как речь идёт о поэзии. Как и месопотамские, библейские демоны тоже имеют имена, некоторые из которых являются нарицательными.

То, как израильтяне представляли себе демонов, существовало и в других странах. Демоны также жили в пустынях или руинах, насылали мор, катастрофы и болезни, вводили в заблуждение. Некоторый из них были духами ночи, погибающими на рассвете. В Библии часто упоминаются тени мёртвых, которые живут внизу. Часто звоном колокольчиков отпугивали злых духов. К чуждым демонам относились шедим, которых относят к Аккадии. Это были волосатые сатиры, обитавшие на развалинах вместе с Лилит. Про Лилит говорили, что она сожительствует со смертными и крадёт детей.

Главные антагонисты в разных религиях

Также с демонами ассоциировали некоторых птиц, особенно сов. В библейской литературе ханаанский главный бог Решеф стал ассоциироваться с демонами. Его считали богом чумы почти на всей территории Ближнего Востока. Упоминания о нём охватывают литературу более 1000 лет. Ещё один демон упоминается в Псалмах, это Девер – «Морская язва». Он ходил во тьме и нёс разрушения. Днём Девер нёс невыносимую жару. О нём говорилось даже в римской демонологии.

Демон Азазель представлялся живым Господом, а иногда в виде козла. В древнегреческой и римской мифологии его представляют, как «козла, который улетает» в пустыню, или как козла отпущения. Иногда в раввинской литературе словом «Азазель» называлось место, в которое загоняли козла. В Притчах есть упоминание о Вампире. В некоторых случаях термин «вампир» был в значении «пиявки». Про Вампира упоминается также и в литературе древних арабов. В Свитках Мёртвого моря упоминается Белиал, что означает «не приносящий пользы». Это имя встречается и в межзаветной литературе. Его считали духом извращения, ангелом тьмы и разрушения. А Князь Мастема нёс вражду и противодействие.

Понятие демонологии в Новом Завете в какой-то степени является отражением современного распространённого мнения, которое встречается и в раввинских рукописях. Там демоны имеют называние нечистых духов или злых духов, живущих на пустырях. Они связаны с различными болезнями, извращениями человеческой личности.

Демоны руководят действиями и речью человека. Согласно Новому Завету, малые демоны не являются независимыми, у них меньше силы. Они находятся в подчинении Вельзевула или Сатаны. Демоны являются врагами Бога и человека. Демоническое в Новом Завете не является чем-то случайным и безобидным. Вельзевулом, как Иисус, так и его противники нарекали главного демона.

Каббалисты пытались систематизировать демонологию. Они добавили новые детали из внешних источников, которые были взяты в большей степени из средневековой арабской литературы, христианства, религий древних германцев и славян. Они также связали всё с еврейской демонологией. Но их работы явно содержат противоречивые представления о мире демонов.

До этого идеи ранних испанских приверженцев Каббалы были чётко сформированы. Нихманид говорит, что демоны были наследием Самаэля, являющегося «душой планеты Марс». Но в разных их источниках высшим классам демонов даны совершенно разные имена, но все они связывают демонов в недочеловеческом мире, которыми правят Лилит и Самаэль.

У Зоара демоны были созданы от связи между людьми и демоническими силами. Лилит создавалась в течение шести дней, как бестелесный дух. Она и другие демоны старались принять человеческий облик в ходе общения с людьми во время половых сношений. Считалось, что любое загрязнение имени рождало демонов. В христианской средневековой демонологии тоже присутствовали суккубы и инкубы. Эти демоны нуждались в человеческой сперме для производства своего потомства. Они наносили вред законным наследникам. Чтобы отогнать их, часто похоронная процессия нарезала круги по кладбищу. Также в Зоаре считается, что души плохих людей тоже становятся демонами.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий