Поражающий воображение храм в Афинах, известный как Парфенон, был возведен в V веке до н.э. и был посвящен богине Афине — покровительнице города.
В храме была установлена статуя богини, руки мастера Фидия — прославленного греческого скульптора и архитектора.
Само сооружение должно было стать символом величия Афин — как лидера коалиции греческих сил в единой борьбе против персидских армий Дария и Ксеркса.
Храм Афины просуществовал около тысячи лет, несмотря на войны, землетрясения и воровство.
Даже являясь полуразрушенным, Парфенон завораживает и по сей день.
Новый храм должен был стать заменой поврежденных конструкций старого акрополя, который был разрушен после нападения персов на Афины в 480 г. до н.э.
Начало строительству храма положил Перикл, который использовал финансовые средства казны, так называемой Лиги Делиана — альянса нескольких городов-государств в Греции, участвующих в столкновении с персидскими войсками.
Сам акрополь имеет размеры около 300 на 150 метров, высота его составляет 70 метров.
Храм, воздвигнутый на наивысшей точке акрополя, был до деталей продуман архитекторами Иктином и Калликратом, под руководством скульптора Фидия.
В строительстве был использован мрамор, найденный на горе, которая располагалась неподалеку (всего — 22 000 тонны мрамора).
Материал славился своим привлекательным белым цветом и включал мелкую крошку, а также содержал железо, которое окислялось под воздействием погодных условий, и под лучами солнца окрашивало Парфенон в нежный медовый цвет.
Наименование «Парфенон» связано с одной из многочисленных характеристик Афины: Афины Парфенос, то есть Девы.
Парфенон — это «дом Парфеноса» — так в 5 веке до н.э. называлось помещение храма, где стояла статуя богини.
Храм также называли «большим», так как его внутренние помещения можно было обойти 100 шагами — по древним меркам это огромные площади.
Размеры Парфенона
Парфенон считается самым большим греческим храмом, выполненном в дорическом ордере (несмотря на то, что Парфенон был новаторским сооружением, так как в нем смешались дорический и ионический стили).
Периметр храма составлял около 30 м на 69 м, построен он в соотношении 4:9.
Архитекторы использовали новаторский подход: чтобы придать колоннам иллюзию прямых линий (особенно когда смотришь на них издалека), они слегка изогнули их — за счет этого появился эффект парения храма в воздухе.
Пол храма имел небольшое возвышение в центре. А у колонн есть небольшое утолщение в середине и по краям — сверху и снизу.
Сочетание этих линий и форм заставляет храм казаться идеальным и гармоничным.
Видные глазу колонны Парфенона выполнены в дорическом ордере: 8 из них видны спереди и сзади, а 17 — с боков.
Это было большим отличием от классического расположения 6×13, более того, колонны были более стройными и высокими, чем это предполагалось в архитектурной традиции возведения храмов.
На входе в храм посетителей встречали большие деревянные двери, инкрустированные причудливыми бронзовыми скульптурами, изделиями из слоновой кости и золота.
В самом большом зале Парфенона разместилась статуя Афины.
Крыша храма была сооружена при помощи балок из кедра и мраморной плитки. По краям крыши были выложены водостоки в виде львиных пастей.
Декоративная скульптуры Парфенона
Храм Афины стал первым и единственным в Древней Греции, так богато украшенным скульптурами.
Все части сооружения — от фронтона до внутренних залов — были заполнены изваяниями мастеров-скульпторов.
Парфенон стал воплощением превосходства греческой культуры над «варварской».
В храме часто встречаются изображения олимпийских богов, сражающихся с титанами, героев из мифов, греков, сражающихся с кентаврами и множество других сюжетов.
История Парфенона
Почти тысячу лет Парфенон оставался в неизменном виде. Затем, в 1458 году турки захватили эту часть Афин и организовали в Парфеноне мечеть.
В 1687 году венецианская армия захватила акрополь, который был занят турками и использовала храм в качестве склада для пороха.
Случайно попавший в храм снаряд взорвался, и все внутренние стены рухнули.
Генерал Моросини — предводитель армии — также значительно повредил внутренние убранства храма в попытках разграбить его.
Томас Брюс, 7-й граф Элгин, заплатил немалую сумму турецким властям, чтобы выкупить у них большую коллекцию скульптур из Акрополя.
В 1816 году правительству Британии удалось заполучить эту коллекцию (теперь она известна как «Эльгинские мраморы» и хранится в Британском музее в Лондоне).
В настоящее время Храм Афины находится под охраной ЮНЕСКО.