Гонения Диоклетиана на христиан

гонения христиан
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

После страшных Валериановых гонений на христиан прошло почти полвека в спокойной и часто даже доброжелательной атмосфере. Не то чтобы римские императоры как-то благоволили христианам, нет, причины были другие.

Во-первых, во второй половине III века как никогда острой была борьба за высшую власть. Императоры-часто сменяли друг друга, и им было не до религиозных споров и дел. Во-вторых, империя испытывала сильнейшее военное давление от варваров, и это тоже требовало постоянного внимания и напряжения сил. И в-третьих, сталкиваясь с христианами в повседневной жизни, римские граждане понемногу понимали, что перед ними — порядочные люди и достойные граждане государства.

Диоклетиан приходит к власти

Диоклетиана Но вот к власти пришел император Диоклетиан, царствовавший около двух десятилетий (285-304). В первую половину своего царствования он занимался устройством мировой империи, и был всецело этим поглощен. Мало того, христиане, которых никто не гнал и среди которых было много и образованных, и умных, и талантливых людей, постепенно появлялись и в ближайшем окружении императора. Это были соратники верные, не способные на предательство, и Диоклетиан не мог их за это не ценить.

С другой стороны, пастыри Церкви, видя такое расположение верховной власти к верующим, старались просвещать римские народы светом Христовой веры, строить величественные храмы для многочисленных христиан. Итак, христианство распространялось по Римской империи быстро и, казалось, неостановимо. И это не могло не пугать. Ведь оставалось множество людей, не желавших жить по заповедям, не желавших ни в чем ограничивать свои страсти.

Выход был один: остановить распространение христианского учения любыми средствами и способами.

Соправитель Галерий против христианства

галерийСилы, решившие дать христианству бой, избрали своим орудием и предводителем приближенного к Диоклетиану человека. Галерий был соправителем престарелого императора, а в жизни своей отличался тем, что имел все страсти и пороки закоренелого и убежденного язычника. Просьбами и ложными обвинениями Галерий постепенно склонил императора к новым гонениям.

Сначала Диоклетиан запретил христианам быть при дворе и на военных должностях, затем им было отказано занимать любое место в чиновничьей иерархии, наконец последовал указ и о разрушении их церквей. И как последний решительный шаг — объявлено беспощадное и повсеместное искоренение христианской веры.

Разрушение храмов и казни христиан

Итак, согласно императорским указам, христианские храмы разрушались до основания; священные и богослужебные книги сжигались на площадях; епископы заключались в темницы и подвергались пыткам; всех без исключения христиан разрешалось оскорблять, унижать и мучить.

Даже в самых обыкновенных житейских делах и спорах, обратившись в суд и прося защиты у государства, христиане встречали не справедливых судей, а остервенелых врагов и ненавистников!

Как удивительно похожи любые гонения, и как Римская империя конца III века напоминает СССР двадцатых и тридцатых годов века XX. Христианская кровь, как и за полвека до этого, опять полилась потоками.

Скрыться было некуда, ведь в империи не оставалось места, где бы не действовали эти жестокие указы. Гонения начались очень символично: в Никомидии, в светлый праздник Пасхи, в храме было заперто и сожжено заживо сразу около двадцати тысяч христиан!

Скоро пытки и казни верующих докатились мутной волной и до Мир Ликийских. Ликийский пастырь в это трудное время бесстрашно поддерживал свою паству, громко проповедуя слово
Божие. Вместе с другими христианами он подвергся аресту и заключению в темницу.  Но и в тюрьме он думал не о своем спасении, а о помощи своим младшим товарищам и духовным детям. Укрепляя их в вере, он помогал им переносить страдания, поддерживал в мученичестве за Христа. Многие из христиан были казнены в те годы, но Своего избранника, Святителя Николая, Господь еще хранил для дальнейшего служения Церкви.

Болезнь Галерия и амнистия христиан

А общество вновь ждали крутые перемены. Нечестивый Галерий стал преемником престарелого Диоклетиана на императорском престоле и поначалу весьма рьяно продолжал преследовать верующих. Но очень скоро он заболел страшной болезнью, посланной как наказание за распутную жизнь. И вот ведь чудо: в этих мучениях, которые Галерий очевидно воспринял как наказание Божие (доказав этим, что любая человеческая душа способна к покаянию!), он переменил свои взгляды и «оказал свое снисхождение христианам», разрешив им исповедовать свою веру, строить храмы взамен разрушенных, при условии, что в этих храмах они будут молить Бога о здравии своего недавнего гонителя.

По свидетельству церковного историка Евсевия, очевидца этого времени, «вслед за такими событиями вдруг, как бы из недр ночного мрака, воссиял некий свет: в каждом городе стали появляться церковные общества, многочисленные стечения христиан и вместе с тем — обычные собрания для богослужения. Каждый из неверующих немало был этим поражен, удивлялся такому обороту дел и христианского Бога провозглашал великим и единым истинным.»

Возвращение Николая Чудотворца из заключения

Николай-Чудотворец-в-темницеПосле освобождения из темницы Святитель Николай вновь вернулся на Мир- ликийскую церковную кафедру. Взору его предстала нерадостная картина. Многолетние гонения, хотя и дали Церкви новых мучеников за веру, в то же время нанесли ей много вреда. Были разрушены храмы, разорена церковная жизнь, а нестойкие христиане отреклись от веры и теперь хотели принести покаяние.

Возвращались домой те, кто уже не надеялся вернуться из каторжных рудников. Вместе с тем, те из язычников, кто имел чуткое и честное сердце, были тронуты чудесным избавлением христианской Церкви от гонений и приходили к вере, выражая искреннее желание креститься.

В 323 году к власти пришел император Константин. Будущий просветитель империи с самого начала своего правления стал облегчать участь христиан: возвращал их из ссылок и каторги, восстанавливал в гражданских правах, имения мучеников, пострадавших за веру, отдавал их наследникам. Мало того, он призывал епископов просвещать народы, искореняя языческие заблуждения, а начальству областей предписывал им в этом помогать. Таким образом Церкви возвращалась ее свобода и возможность спасать людей от языческой пагубы.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *