«Горячие точки», где повоевали «двадцать первые»

МиГ-21
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Алжир, помимо «сионистского врага», получил и другую «головную боль» — Западную Сахару, откуда в ноябре 1975 года ушли испанцы, передав бывшую свою колонию Марокко и Мавритании. Почувствовав себя обделенными, алжирцы начали поддерживать западносахарский фронт ПОЛИСАРИО, приступивший к боевым операциям против новых хозяев, а также направили в зону боев и свои части. Западными наблюдателями было отмечено применение алжирских МиГ-21 в боях с марокканцами.

К началу 80-х годов отношения властей Алжира и руководства ПОЛИСАРИО также испортились, и на юге страны, в районе лагерей фронта, начались операции алжирской армии с широким участием самолетов и вертолетов ВВС, в т.ч. и МиГ-21, боевая работа которых сводилась к ведению разведки и нанесению ударов по живой силе, боевой технике, огневым средствам и инженерным сооружениям противника. Не обошлось без потерь: от огня средств ПВО и в результате летных происшествий алжирцы недосчитались семи МиГов.

Военный переворот

В Бангладеш четырнадцать МиГ-21 было получено из СССР в 1973 году, вскоре после образования этого государства. В середине 1975 года в стране произошел военный переворот, был свергнут и убит придерживавшийся ориентации на СССР шейх Муджибур Рахман. У путчистов нашлись противники, начавшие против них вооруженную борьбу в рядах вновь организованных отрядов «Мукти Бахини». Новый режим в боях против них применил и МиГи, являвшиеся единственными боевыми самолетами ВВС. Вторая половина семидесятых годов в истории Бангладеш была отмечена большим числом переворотов. Во время одного из них, происшедшего в конце 1977 года, армейские путчисты уничтожили на аэродроме четыре истребителя и убили многих летчиков.

В 1991 году была сформирована первая эскадрилья F-7 в составе ВВС Бирмы (Мьянмы), а затем последовало создание еще двух. Всего для них в КНР было закуплено тридцать одноместных F-7 и две «спарки» FT-7. Эти самолеты были использованы правительственными войсками в качестве истребителей-бомбардировщиков в боях с отрядами политической оппозиции а также вооруженными формированиями национальных меньшинств.

В декабре 1985 года перерос в кратковременную войну территориальный спор между двумя африканскими странами: Мали и Буркина Фасо (бывшая Верхняя Вольта). Буркинийцы имели в составе своих ВВС два МиГ-21 и использовали в боях с противником в основном для нанесения ударов по наземным целям.

Конфликты с участием МиГ-21

Одним из недавних конфликтов с участием МиГ-21 была гражданская война в Йемене, охватившая эту страну в первой половине 1994 года. Тогда силой оружия отношения между собой выясняли северная и южная части страны, бывшие до 1990 года двумя отдельными государствами, но сумевшие найти между собой «точки соприкосновения» и объединиться, несмотря на то, что ранее, в 1972 и 1974годах между ними вспыхивали вооруженные конфликты. Несмотря на свершившееся, через некоторое враля вновь «всплыли на поверхность» межйеменские противоречия и разразилась очередная война. За относительно короткий период времени общая армия не организовывалась и обе стороны располагали тем, что они имели к моменту объединения, в т.ч. и ВВС. При этом обе стороны имели на вооружении и МиГ-21, однако, как утверждается в иностранной печати, их техническое состояние оставляло желать лучшего. Одной из причин создавшегося положения были последовавшие за перестройкой развал СССР и прекращение, естественно, военного сотрудничества с ним. Вместе с тем, как отмечалось, южанам удалось некоторое количество авиатехники, в т.ч. несколько МиГ-21, поддерживать в боеспособном состоянии.

МиГ-21

После завершения Корейской войны 1950-53 годов обстановка на одноименном полуострове характеризуется состоянием, постоянно чреватым новым военным взрывом, а между враждебно настроенными сторонами постоянно вспыхивают различные по тяжести и серьезности инциденты, именуемые на официальном языке «провокациями». Поэтому нет ничего удивительного в том, что МиГ-21 ВВС КНДР не остались без дела. Информация официального Пхеньяна крайне скудна, из нее невозможно зачастую понять, какие типы северокорейских самолетов принимали участие в том либо ином инциденте и в каком количестве, а часто—вообще неясно, при помощи Каких средств был уничтожен летательный аппарат-нарушитель. Кое-какая информация об этом изредка просачивается на страницах мировой печати.

Пожалуй, самый известный инцидент с участием МиГ-21 ВВС КНДР произошел 15 апреля 1969 года, когда пара этих истребителей сбила недалеко от своего побережья самолет ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) ЕС-121М «Уорнинг стар» (Warning star) ВВС США. При этом погибло более тридцати человек экипажа и обслуживающего персонала радиоэлектронного оборудования. Северокорейцы заявили, что самолет нарушил их воздушное пространство, а американцы—что машина уничтожена примерно в 70 км от побережья КНДР.

Прикрытие своих кораблей

Январь 1968 года. Тогда группа МиГ-21 барражировала над районом действия своих торпедных катеров, которые захватили зашедший в территориальные воды КНДР разведывательный корабль ВМС США «Пуэбло».

Но не всегда северокорейские моряки могли рассчитывать на надежную поддержку своих летчиков. Так произошло 21 июня 1980 года, когда двенадцать МиГ-21 не успели вовремя помочь высадке «где-то» в Южной Корее диверсионной группы из девяти человек. Тогда южнокорейский корабль, три патрульных катера и столько же истребителей F-5 успели раньше, повредив северокорейский катер. Восемь диверсантов погибло, один взят в плен.

Иногда ВВС КНДР пытались оказывать помощь и своим коллегам из Китая в деле борьбы с дезертирами. Такой факт отмечен в конце февраля 1986 года, когда пара северокорейских МиГ-21 пыталась перехватить МиГ -19 летчика Чень Баожуна, бежавшего в Южную Корею (Тайвань находился достаточно далеко) с авиационной базы Шеньян. Перебежчика выручила от возможных неприятностей пара истребителей ВВС Южной Кореи.

На службу в НОАК (Народно-освободительная армия Китая) МиГ-21 местного производства, именуемые F-7, начали поступать в 1965 году. В это время шла война в Юго-Восточной Азии, американская авиация подвергала уничтожающим ударам территорию Северного Вьетнама, при этом, выходя на цель либо возвращаясь после налетов на базы, самолеты США неоднократно нарушали воздушное пространство Китая. Кррме того, американцы целенаправленно вели разведку над территорией Китая как пилотируемыми самолетами, так и БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Не оставляли покоя материкового соседа и гоминьдановцы с Тайваня: их разведчики также были нередкими гостями в небе КНР.
Поэтому, естественно, новые истребители были привлечены китайцами в первую очередь для «обуздания» нарушителей. При выполнении этой задачи они весьма преуспели в борьбе с беспилотными средствами. Известно, что к 1971 г. летчиками на F-7 было сбито шесть БПЛА и более трехсот разведывательных и агитационных аэростатов. Побед над пилотируемыми самолетами на их счету нет: вполне вероятно, что они не появлялись в районе ответственности частей, вооруженных F-7.

Известно, что 60-80 годы характеризовались напряженностью в советско-китайских отношениях. Дело доходило и до вооруженных инцидентов. «Отметились» в советско-китайской конфронтации и F-7. Летчики на них, впрочем, как и на машинах других типов, одно время издевались над советской ПВО: летая в непосредственной близости от линии границы, а также залегая вглубь территории СССР на 1 -1,5 км, они держали ее в постоянном напряжении. Небольшая глубина проникновения оставляла слишком мало времени для ответной реакции. Советская сторона предприняла ряд мер для предотвращения нарушений границы: организовывались засады из небольших групп, вооруженных ПЗРК «Сгрела-2», улучшалась организация боевого дежурства на аэродромах. Все это дало свои результаты. В один из дней 1975 г. пара нарушителей F-7 была перехвачена парой МиГ-23. Советский самолет сбил ракетой китайскую машину, которая упала буквально в нескольких десятках метров от линии границы на территории СССР. Второму F-7 удалось уйти, хотя по докладам летчиков, он тоже получил повреждения.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *