Гражданские самолеты на боевом задании

Гражданские самолеты на боевом задании
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

К концу 1941 года самолеты ПО-2 и П-5 стали выполнять и боевые операции. Командование фронтом потребовало от авиагруппы воздушной разведки, днем на линии фронта, а ночью в тылу противника. Пионерами ночной разведки были пилот Георгий Луговой и комиссар отряда Александр Ежов, летавший в качестве стрелка-наблюдателя.

Они первыми испытали на себе зенитный заградительный огонь противника над линией фронта. Данные воздушной разведки были ценными. 9 января 1942 года они обнаружили лагерь вражеских лыжников численностью до полка. В ту же ночь и на рассвете следующего дня на этот лагерь обрушились советские штурмовики и бомбардировщики.

Особенно опасной была дневная воздушная разведка. Карельский фронт протяжением свыше тысячи километров имел свои особенности. Непроходимые болота, бездорожье, масса озер, разделенных лишь узкими перешейками, прерывали во многих местах линию фронта. Войска сосредоточивались только на главных оперативных направлениях — Мурманском, Кандалакшском, Лоухском, Кестеньгском.

Между этими направлениями, на расстоянии в сотни километров, линия фронта охранялась лишь малочисленными патрулями и кордонами, и через эти «пустые места» могли просачиваться группы противника. Постоянная воздушная разведка здесь была необходима. Специалистами ее стали Алексей Щербаков и Николай Матвеев. Регулярно летая по линии фронта, внимательно просматривая снежный покров, они обнаруживали следы лыж, находили противника и обстреливали его из пулеметов.

Во второй половине января 1942 года группа противника численностью до батальона прорвалась в районе Сегежа Майгуба к Кировской железной дороге. 21 января днем, несмотря на низкую облачность и плохую видимость, на разведку вылетел А. Щербаков. Западнее Майгубы он обнаружил диверсионную группу и атаковал ее. Шесть раз Щербаков ходил в атаку, а стрелок Евгений Сухов с бреющего полета расстреливал гитлеровцев. На шестом заходе пули повредили мотор. Щербаков посадил подбитый самолет недалеко от станции Надвоицы и своевременно сообщил данные разведки командованию. Группа противника была разгромлена.

В январе 1942 года самолеты П-5 стали летать за линию фронта, высаживая и сбрасывая десантные группы. Штаб фронта работе этих групп придавал особое значение. Десантники нарушали нормальное движение транспорта на коммуникациях, добывали ценнейшие сведения о силах противника.

Самолеты Военно-Воздушных Сил, обладающие большой скоростью, не могли садиться на глухих маленьких озерах, занесенных снегом, и тем более взлетать с них. Вся тяжесть этой работы легла на летчиков авиагруппы.

Высадку десантных групп в тылу врага осуществляли на самолетах П-5 пилоты Василий Дончук и Михаил Карабанов.

Гражданские самолеты на боевом задании

Первый полет в январе М. Карабанов выполнил без каких-либо осложнений. Не замеченный противником, он благополучно приземлился в тылу врага на замерзшем безымянном озере и высадил десант. Этот полет способствовал успеху важной операции. М. Карабанову была объявлена благодарность командования 14-й воздушной армии и вручены именные часы.

В феврале Карабанов сделал еще два ночных вылета в глубокий тыл врага и высадил две десантные группы. Оба раза он делал посадки на маленьких озерах, берега которых поросли высоким лесом. Посадка ночью без осветительных средств была трудна. Летчик ориентировался по деревьям, росшим на берегу, определял высоту и начинал выравнивать машину. На посадку шел с небольшим газом, готовый в любой момент снова уйти в воздух.

На озерах Карелии и Финляндии летчиков ожидали неприятные сюрпризы. Однажды при посадке на озеро в большой мороз под снежным покровом оказалась вода. Если бы самолет остановился, то лыжи моментально примерзли бы ко льду. Карабанов разгадал опасность. Пока высаживалась группа и шла разгрузка, летчик медленно рулил по озеру. Когда все было закончено и бортмеханик влез в кабину, Карабанов дал газ и взлетел.

Разбрасывание листовок над населенными пунктами и гарнизонами противника тоже было вменено в обязанность пилотов авиагруппы. Обычно листовки разбрасывали попутно с выполнением заданий по разведке, десантированию и бомбометанию. Но были и специальные полеты. Так, например, в феврале пилот комсомолец Александр Воробьев на самолете П-5 сделал ночной глубинный рейс в тыл противника и под сильным обстрелом разбросал свыше тридцати тысяч листовок.

— Большой глубинный рейс через всю Финляндию до Ботнического залива ночью 5 марта совершил самолет ПС-84. В состав экипажа входили пилот Алексей Быстрицкий, бортмеханик Иван Столяров, бортрадист Константин Белокопытов и стрелок Виктор Смирнов. Несмотря на обстрелы, экипаж густо накрыл листовками крупные населенные пункты Финляндии — Оулу, Кавани, Суомуссалми, Юливесску. В течение четырех часов самолет разбросал двести тысяч листовок.

Через три дня полет на самолете ПС-84 в район Ботнического залива был повторен экипажем в составе пилотов: Ивана Чурикова и Николая Опришко. На этот раз, кроме листовок на немецком и финском языках, экипаж взял бомбы.

Бомбы были сброшены на морской порт в районе г. Оулу, а листовки — на многие населенные пункты. Характерно, что до этих полетов в городах, расположенных на побережье Ботнического залива, никакой светомаскировки не было. Полеты в глубокий тыл противника вынудили немцев ввести светомаскировку и перебросить с фронта в тыл часть зенитных средств.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *