Григорий Распутин и секта хлыстов

Григорий Распутин и секта хлыстов

Истинное происхождение Григория Распутина, лжебожьего человека, окутано тайной. Даже год его рождения точно не известен: согласно некоторым источникам и по словам его дочери, он родился в 1863 или 1864 году. А по данным Чрезвычайной следственной комиссии, созданной по приказу Временного правительства, Распутин родился в 1864 или 1865 году. Документы, собранные этой комиссией, были опубликованы в Советском Союзе в середине двадцатых годов под названием «Падение царского режима» и составили семь томов. Они являются одним из ценнейших источников, касающихся старого режима и самого Распутина.

Будущий «старец» Александры Федоровны родился в сибирском селе Покровском, расположенном на пути между Тюменью и губернским городом Тобольском. Этимология фамилии Распутин точно не установлена, хотя существует версия, что это было прозвище, данное Григорию за его развратный образ жизни; на самом деле в Покровском у многих была та же фамилия. Вполне возможно, что она восходит к слову «распутство», но есть и другие предположения (например, «распутать» сложную ситуацию или же «распутье», то есть намек на местоположение села). При дворе Григорий получил другую фамилию: «Новых», или «Новый», — вероятно, потому, что наследник Алексей так назвал появившегося во дворце старца.

Молодость Григория прошла так же, как и у многих других крестьян, населявших бескрайние сибирские просторы: попойки, разврат, безумные драки. Судя по тому, что он сам рассказывал дочерям, у Распутина в детстве был, очевидно, дар ясновидца. Он всегда знал, когда один из его товарищей совершал кражу и, что самое важное, где спрятано ворованное. Григорий даже стал известной личностью во всем селе, указав как-то раз на человека, укравшего лошадь.

Отец его был крестьянином зажиточным и иногда выполнял роль почтового кучера, так как имел целых восемь лошадей; судя по всему, все рассказы о бедности, якобы толкавшей отца на воровство, были придуманы тогда, когда настала необходимость собрать компрометирующий материал на «старца». Покровское было селом относительно богатым, да и в целом сибирских крестьян не затронуло ни крепостное право, ни нищета, которую пришлось пережить некоторым районам Европейской части России.

Несмотря на то что Григорий женился очень молодым, всего лишь в девятнадцать лет, он продолжал вести распутную жизнь и допускал всяческие злоупотребления, за что за спиной его называли «проходимец» или «Гришка-вор». Среди своих товарищей он был первым по части пьянства, грубого поведения и сквернословия. Будущий «Божий человек» рос совершенно неграмотным, и его малопонятный язык — который впоследствии так понравился тем, кто находил в нем проявление истинной души русского крестьянина — был следствием врожденного изъяна: Распутин страдал косноязычием и часто изъяснялся невразумительно. Когда он потом стал писать, то не соблюдал ни пунктуацию, ни тем более орфографию.

Так и жил молодой Григорий, предаваясь развлечениям и обрабатывая поля, пока ему не исполнилось двадцать восемь лет; именно тогда он отправился паломником в Верхотурскую обитель, расположенную недалеко от Екатеринбурга. Первые путешествия Распутина — Тобольск и Екатеринбург — по воле рока совпали с последними этапами продвижения Романовых на пути к своей гибели: как мы увидим в дальнейшем, существовало неразрывное кольцо, прочно соединившее эпизоды их жизни, да и жизни всей династии.

Распутин поехал в монастырь, вероятно, для того, чтобы выполнить за отца данный им обет, а также чтобы избежать расследования, которое проводилось сельским судом по делу о краже нескольких жердей. Григорий прожил в обители около трех месяцев и вернулся в Покровское совершенно изменившимся: его, казалось, больше не интересовали ни распутство, ни выпивка, он был всецело погружен в молитву. Не прошло и месяца, как он снова решил отправиться в паломничество.

Григорий Распутин и секта хлыстовДело в том, что этот монастырь служил для того, чтобы наставлять на путь истинный еретиков, направляемых туда со всех концов России. Таким образом, в Верхотурской обители вместе жили и монахи-надзиратели, и монахи-надзираемые, которые в большинстве своем принадлежали к тайной секте хлыстов. Когда Распутин уже прочно занимал привилегированное положение при дворе, по стране стали распространяться слухи о его причастности к этому сектантскому движению, известному своими оргиями. Тогда император дал указание председателю Думы Родзянко (Родзянко Михаил Владимирович (1859-1924), русский дворянин. С 1911 по 1917 г. председатель III и IV Думы, с 1917 г. возглавил Временный комитет Государственной Думы. Впоследствии эмигрировал за границу) выяснить, действительно ли «старец» был хлыстом. Глубокая религиозность императорской четы и склонность Александры Федоровны к мистике не позволили бы государю и государыне вынести подобный скандал: в таком случае они бы порвали со своим протеже, к величайшей радости всех подданных. Однако расследования, проведенные Родзянко, оказались безрезультатными, и императорская чета с еще большей силой уверилась в том, что Распутин был всего лишь жертвой тех, кто желал ему зла. Хотя Григорий и не принадлежал ни к какой секте, он все же вырос и сформировался в непосредственной близости к этой среде: некоторые его выражения и манера поведения происходили именно оттуда.

Термин «хлысты» — это, по-видимому, искаженное произношение слова «христы», поскольку принадлежавшие к этой секте считали, что Бог может воплощаться в любого из них. Есть также предположение, что данное название происходит от одного из религиозных обрядов сектантов, при совершении которого они сами себя хлещут. Секта возникла в конце XVII века на верхней Волге и имела «мистические связи» со средневековыми учениями. По преданию, некий Даниил Филиппович, костромской крестьянин, выбросил в реку все священные книги и, установив непосредственную связь с Богом и со Святым Духом, получил откровение. Даниил оставил своим последователям двенадцать заповедей, послуживших основой для всего учения хлыстов.

Десятая заповедь гласит: «Сии заповеди содержите в тайне, — ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнем жечь — терпите».

Хлысты отвергали существующие церкви и были уверены, что Храм Божий находится в душе каждого человека, однако они сохраняли видимость принадлежности к православию исключительно ради того, чтобы таким образом укрыться от преследований.

Вот как описывает хлыстов побывавший в России «очарованный странник» прошлого века, барон Август фон Гакстгаузен (Гакстгаузен Август фон (1792—1866), ученый из Вестфалии. Его труд о России и сейчас необыкновенно актуален.):

«Никто не знает специфических черт их принципов и их веры. Они собираются в комнатах, где недопустимо наличие какого-либо изображения, прыгают и движутся по кругу, хлеща друг друга. В центре находится сосуд с водой; через определенные интервалы они окунают туда голову или пьют воду, черпая ее руками, до тех пор, пока не падают на пол в полном изнеможении. Часто кто-нибудь из них начинает биться в конвульсиях, когда на него снисходит дух, и тогда он изрекает пророчества».

Позднее и среди хлыстов сложилась своя иерархия и были пересмотрены некоторые основы вероучения. Была изменена в первую очередь шестая заповедь Даниила, поскольку в ней не принимались во внимание потребности плоти. Вот к чему она прежде призывала:

«Не женитесь, а кто женат, живи с женою, как с сестрою».

Следовали одно объяснение за другим, и в конце концов секта признала, что удовлетворение потребностей плоти есть самый короткий путь к ее умерщвлению. Испытав все плотские соблазны и пережив столько греха, человеческое тело могло добиться уверенности в том, что больше не будет предаваться пороку, и войти в высочайшую фазу «мистической смерти».

«Радения» сектантов все больше стали походить на настоящие оргии, при помощи которых участвующие хотели прийти к прозрению и к полному искуплению грехов. Хлысты должны были уничтожить прежнего человека, который находился в каждом из них, чтобы стать человеком из Эдема.

Григорий Распутин и секта хлыстовВсе это в известной мере можно отнести и к Распутину. Вначале его идеалом был мистический аскетизм, но затем он понял, что никогда не сможет победить в себе беса плоти. Те длительные паломничества и покаяния, которые он совершал, оказались недостаточными для того, чтобы суметь преодолеть искушения. К тому же, несмотря на свою отталкивающую внешность, Распутин привлекал женщин, пробуждая в них низменные чувства. Он стал искать оправдание своей всепоглощающей эротомании и с легкостью нашел его именно в учении хлыстов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *