История происхождения Санта Клауса и его современный образ

происхождения Санта Клауса
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Все мы знаем Санта Клауса, весёлого седобородого толстяка в красном костюме, отороченном белым мехом, которой катается на санях, запряжённых оленями и дарит подарки. Сейчас он является олицетворением компании Coca Cola. Но рождественские рекламные компании использовали его ещё в 1930-40-х годах. Они приложили руку к популяризации этого образа ещё до Хэддона Сандблома, иллюстратора Coca Cola.

Прежде чем остановиться на своей красной одежде и добродушной бородатой физиономии в середине прошлого века, Санта Клаус имел разные образы. Клемент Мур описывал его в своей книге «Визит Святого Николая». В 1822 году художник Томас Наст, а затем и Норман Роквелл избавили господина Клауса от его разнообразных обличий. Он стал весёлым Санта Клаусом в красном костюме, которого мы знаем сегодня. Но какова же подлинная история Санта Клауса, длящаяся на протяжении веков?

Своё имя Санта Клаус получил от неофициального голландского имени Святого Николая, Синтаклаас. Сам Святой Николай является греческим святым, жившим в IV веке в Патаре. Его первые изображения можно увидеть на византийских иконах, которые сейчас находятся на территории современной Турции.

Святой Николай был известен, как тайный даритель подарков. Он подкладывал монеты в обувь, которую специально для него выставляли. По древним преданиям, Святой Николай спас трёх дочерей благочестивого христианина от сексуального рабства, подарив им приданое, чтобы они могли успешно выйти замуж, а не становиться проститутками. В Новгороде есть икона 1294 года, на которой изображён святитель Никола Липенский. Он считается покровителем детей. Его издавна ассоциировали с дарением подарков. Но это лишь одна параллель с современным образом Санта Клауса.

Голландцы своего Синтаклааса изображали с длинным посохом. Он сидел верхом на большой белой лошади и скакал по крышам. У него были озорные помощники, которые прислушивались к дымоходам. Оттуда они узнавали хорошие или плохие дети находятся в доме. Также все эти черты связывают и с древним скандинавским богом Одином. Ему до христианизации поклонялись германские народы в Северо-Западной Европе. В Средневековье праздник Святого Николая отмечали 6 декабря. Он был очень популярен до XVI века, когда произошла Реформация. В большинстве протестантских стан этот праздник вовсе перестали праздновать. Он остался лишь в Голландии.

Ещё одной составляющей образа современного Санта Клауса является английский Старый Дед Мороз, которого ещё называют Сэр Рождество и Господь Рождества. Это традиционная фигура в английском фольклоре. Она отождествляется с древним бородатым богом Воденом (Вотаном). Обычно этот бог приносил настроение на Рождество, но ни с детьми, ни с подарками его не отождествляли.

Историки считают, что первое английское олицетворение Рождества началось в XV веке, оно связано с «Рождеством Сира». Изображение было напечатано в книге Иосии Кинга «Экзамен и суд Деда Мороза», опубликованной в 1686 году. Тогда Рождество было восстановлено в Англии, как священный праздник после его запрета. До этого празднование Рождества было запрещено, так как оно считалось символом «католических суеверий и безбожного потворства своим слабостям».

На восточном побережье Америки было очень много голландских поселенцев. Но до XIX века фигура Синтаклааса не была так популярна среди других жителей. Только после Войны за независимость Нью-Йорка, который тогда находился под сильным влиянием голландцев., появился новый всплеск интереса к голландским обычаям. Это усилило и интерес к Святому Николаю. В 1804 году в Нью-Йорке жил Джон Пинтар.

происхождения Санта Клауса

Он основал там историческое общество, где провозгласили Святого Николая покровителем города и общества. В 1810 году члены этого общества провели первый юбилейный обед в честь Святого Николая. К этому событию Пинтар заказал художнику Александру Андерсону нарисовать образ святого, чтобы раздавать на обеде. Тогда Андерсон изобразил Николая, как религиозного деятеля, который явно вкладывал подарки детям в вывешенные чулки у камина. Это была награда за послушание ребятишек. Но и тогда всё ещё «День Святого Николая» на стал праздноваться, как этого хотел Пинтар.

Зато образ Андерсона «Санкте-Клаус» получил известность и добился определённого успеха. Но не только Пинтар со своим историческим обществом продвигал образ Святого Николая. В 1803 году Ирвинг написал о Санте в своей сатирической прозе «История Нью-Йорка Никербокера».

Там он описал Святого Николая, как весёлого персонажа. Это сильно отличалось от святого епископа прошлого, летящего на санях, запряжённых оленями над дымоходами и оставляющем там подарки. В 1822 году вышло стихотворение «Визит Святого Николая», которое написал Клемент Мур.

Оно способствовало сохранению образа Санта Клауса. Позднее это стихотворение стало известно, как «Ночь перед Рождеством». В нём Мур опирался на описание Ирвинга, но украсил его несколькими элементами образа бога Одина из скандинавских и германских легенд. У него Святой Николай стал постоянно подмигивающим Святым, едущим на санях. Он также придумал имена оленям.

Постепенно к образу Санта Клауса добавлялось всё больше легенд и деталей. Карикатурист Томас Наст установил границы образа. В 1863 году он выпустил большое количество иллюстраций, которые назывались «Рождественский фурлаф», для популярного журнала. Позднее Наст рисовал Санта Клауса на Северном полюсе. У художника также имелась мастерская, где он изготавливал игрушки в виде Санта Клауса. Но и тогда ещё не был придуман знаменитый красный костюм.

Долгое время Санта Клаус изображался в разных цветах: синем, зелёном, жёлтом. Это видно из иллюстраций Мура 1864 года. А на другой картинке 1868 года Санта Клаус одет в красную куртку, совершенно бледные белые штаны и зелёную шляпу. Только на иллюстрациях Томаса Наста 1881 года под названием «Весёлый старый Санта», рождественский персонаж начинает обретать современную форму. Появилось веселье, округлость и красный костюм.

Следующим разработчиком образа был Фрэнк Баум, популяризировав легенды о Санта Клаусе. У него красный цвет костюма персонажа стал обязательным. На его иллюстрациях впервые образ Санта Клауса стал неотличим от нынешнего. Но в 1906 году в универмагах Канады Санта Клаус присутствует в красном костюме с чёрной с отделкой, но шапка у него не в виде колпака. Этим он уклонялся от своего типичного образа. В начале прошлого века многочисленными иллюстрациями Санта Клауса прославился Норманн Роквелл. Он укрепил сказочный образ. Хорошо известна его иллюстрация с изображением Санта Клауса, сделанная до Первой мировой войны.

Что интересно, Санта Клаус в начале прошлого века был известен не только в Европе и Америке. В 1914 году его изображали на японских открытках. В 1918 году образ Санты использовался в пропагандистских целях. Его рисовали на военных плакатах. Роквелл придал персонажу физиологически человеческий натуралистический аспект, который отличался от мультяшных черт, изображаемых ранее. На плакатах Второй мировой войны Санта Клаус изображается в суровых оттенках войны.

Сейчас современные дети по всему миру пишут письма Санта Клаусу в надежде получить от него подарок.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *