История воздушных шаров и дирижаблей

История воздушных шаров и дирижаблей

Дирижабли – знаменитые заградительные шары, наполненные газом. Существует легенда, что первые дирижабли были придуманы ещё древними греками. Во время Второй мировой войны они защищали Великобританию от воздушных налётов. Но у них были некоторые проблемы с материалами, из которых их делали.

Из-за водорода получалось охрупчивание стали. Также возникли проблемы и с уплотнением. Шайбы и прокладки не могли полностью устранить утечку из резервуаров. Водород стал массово использоваться в начале прошлого века. Воздушные шары и дирижабли заняли свою нишу в воздухоплавании. Это низколетящие медленные и долговечные воздушные суда.

С них очень хорошо вести наблюдения за местностью. Дирижабли довольно устойчивы, они не подвергаются вибрации. Это воздушное транспортное средство в отличие от самолётов не нуждается в заправке топливом. Их ещё до полёта заполняют гелием, который гораздо легче других газов, входящих в состав воздуха. Он обеспечивает плавание дирижабля в воздухе.

Воздушные шары, к которым прикреплены устройства для визуализации дистанционного зондирования учёные используют для изучения прибрежных экосистем. С их помощью устраняются неточности измерений, которые были получены со спутника, с самолёта или с земли.

Преимущества привязанных воздушных шаров перед самолётом заключается в том, что они могут зависать над нужной областью исследования в течение долгого периода времени, ко всему этому можно добавить и довольно низкую их стоимость.

Воздушные змеи и шары широко использовали военные и учёные, проводящие метеорологические наблюдения. Это длилось на протяжении нескольких столетий. Их используют и в наши дни.

Например, на Аляске в 2003 году с воздушного шара производилась съёмка ледяного клина. Это нужно было для геометрического анализа его сетей и картирования воды.

Такие исследования очень важны для мониторинга изменения в структуре вечной мерзлоты и растительности тундры на протяжении некоторого времени. Воздушные шары также используют археологи для картирования исследуемой местности. Воздушные шары имеют разную форму и размер. Их широко используют и в туристической деятельности.

История воздушных шаров и дирижаблей

Многие историки считают, что французы стали родоначальниками дирижаблей. Это было в XVIII веке. Братья Жак-Этьен и Жозеф-Мишель Монгольфье отправились в первый полёт на шаре, заполненном воздухом. А создателем первого аэростата считается Жак Сезар Шарль. Его стратостат был наполнен смесью водорода и гелия.

Создателем же первого дирижабля принято считать Жана-Батиста Менье. Он сделал его разработку ещё в 1793 году и предлагал использовать этот аппарат в военных целях. Но этому проекту так и не удалось осуществиться из-за гибели изобретателя.

Впервые полёт на дирижабле был осуществлён французом Анри Жиффаром. Это было в 1852 году. Но подробных сведений об этом полёте не сохранилось. Известно, что путешественник чуть не погиб во время полёта. Французам очень запомнился полёт дирижабля в Париже. Аппарат кружил около Эйфелевой башни. Его совершил в 1 году прошлого века Альберто Сантос-Дюмон.

В 1909 году в Германии появилась первая компания, занимающаяся доставкой людей на дирижаблях. Она стала осуществлять регулярные полёты через Атлантику. Но когда закончилась Первая Мировая война, коммерческая авиация в Германии потерпела крах. Этому способствовало и массовое появление самолётов. Обслуживание дирижаблей стало убыточным.

Дирижабли легче воздуха. С появлением двигателей внутреннего сгорания они только выиграли. Самыми известными из первых дирижаблей стали германские Цеппелины, созданные изобретателем Фердинандом фон Цеппелином. Это были три модели. На это было потрачено большое количество средств. Цеппелину пришлось даже заложить свой дом.

Дирижабли стала использовать для перевозки людей первая в мире авиакомпания в начале прошлого века. В то время у них была значительно продолжительна дальность полёта по сравнению с самолётами. Дирижабли использовали и в разведке. Особенно часто они применялись военно-морскими силами. С них осуществляли бомбёжки городов Британии.

Также сильно пострадала от них и Бельгия. Антверпен был почти сравнен с землёй в результате мощной бомбардировки. Дирижабли стали грозной военной силой. Их использовали в своей армии не только немцы, но и другие народы. Германская империя достигла в их применении самых больших успехов. Скорость дирижаблей была около 90 километров в час, а дальность полёта в районе 4-5 тысяч километров. Но с появлением истребителей ценность дирижаблей значительно упала.

Самым огромным дирижаблем был Цеппелин L59. Его построили во время Первой мировой войны. Он был длиной в три Боинга 747. Этим дирижаблем был совершён самый длинный полёт в 1917 году. Он совершал миссию по пополнению немецких войск в Африке. На перелёт он затратил 95 часов. Дальность его полёта составляла 6757 километров. А в 1928 году «Граф Цеппелин» облетел вокруг света. Побывал этот знаменитый дирижабль и в Москве.

Но дирижабли использовали не только в военных целях, но и для перевозки грузов. Этот воздушный аппарат мог поднять и перенести по воздуху более 10 тонн груза. Компания «Цеппелин» использовала в своих дирижаблях водород. Но в Гинденбурге произошла крупная авария в 1937 году.

Представители компании вынесли решение, что причиной аварии было использование легко воспламеняющейся смеси, применяющейся для гидроизоляции тканей воздушного судна. Из-за этого после удара молнии произошёл взрыв и пожар. В это время дирижабль двигался из Германии в США, а при посадке упал на землю. Вместе с ним погибли 40 человек. Но, несмотря на это, воздушные перевозки пассажиров не были прекращены.

В Российской империи дирижабли появились немного позже. Их разработкой занимался Константин Циолковский, а позднее и Игорь Сикорский. Первый российский полет дирижабля состоялся в 1890 году. В начале Первой мировой войны у Российской империи на вооружении было 18 военных дирижаблей. Но в СССР дирижабли не пользовались популярностью как в Западной Европе. А в наше время эксперты сделали вывод, что взрыв произошёл бы даже с использованием гелия.

Сейчас редко используются перевозки на дирижаблях. Многие из них можно увидеть лишь в музеях. Но на Сочинской Олимпиаде дирижабли курсировали по небу, охраняя его. В 20014 году был на обсуждении вопрос об использовании дирижаблей в качестве альтернативного транспорта для северных народов. Так, что возможно, что этот вид воздушного транспорта в скором времени возродится и будет самым обычным и современным средством передвижения.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий