Известные древнеиндийские философы

Известные древнеиндийские философы

Различные индийские философии содержат такое разнообразие взглядов, теорий и систем, что почти невозможно выделить общие для всех них характеристики.

Признание авторитета Вед характеризует все ортодоксальные (астические) системы—но не неортодоксальные (настические) системы, такие как Чарвака (радикальный материализм), буддизм и джайнизм. Более того, даже когда философы исповедовали верность Ведам, их верность мало что делала для того, чтобы ограничить свободу их спекулятивных предприятий.

Напротив, признание авторитета Вед было удобным способом для того, чтобы взгляды философа стали приемлемыми для ортодоксов, даже если мыслитель вводил совершенно новую идею.

Известные древнеиндийские философы

Таким образом, Веды могут быть приведены в подтверждение широкого разнообразия взглядов; они использовались мыслителями Вайшешики (т. е. теми, кто верит в конечные особенности, как индивидуальные души, так и атомы) так же, как и Адвайтами (монистами) философами Веданты.

Индийские мыслители рассматривали мир как иллюзию и глубоко размышляли об отношениях между душой и Богом. Действительно, ни в одной другой стране философы не копались так глубоко в этой проблеме, как индийцы.

Древняя Индия считается известной своим вкладом в философию и спиритизм, но у индийцев также сложился материалистический взгляд на мир.

В философских системах, созданных индийцами, мы находим элементы материалистической философии в учении Санкхьи Капилы, который родился около 580 года до н. э.

Он верил, что душа может достичь освобождения только через реальное знание, которое может быть приобретено через восприятие, умозаключение и слух. Система Санкхьи не признает существования Бога. Согласно ей, мир был создан не Богом, а природой, и мир и человеческая жизнь регулируются природными силами.

Когда индийские философы говорят об интуитивном знании, они озабочены тем, чтобы освободить для него место и продемонстрировать его возможность с помощью логики—и на этом задача философии заканчивается. Индийские философы не стремятся оправдать религиозную веру; философская мудрость сама по себе обладает достоинством религиозной истины.

Теория не подчинена практике, но сама теория, как теория (извините за тавтологию), считается в высшей степени достойной и действенной.

До пятого века логика не была устоявшейся дисциплиной. Ньяя Сутра (учение ортодоксальной философской школы ньяи) была составлена около 400 года нашей эры.

В ней упоминаются четыре доказательства или прамана, включающие восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.

Материалистическая философия получила наибольшее освещение от Чарваки, жившего примерно в 6 веке до нашей эры. Философия, которую он предложил, известна как Локаята. Он утверждал, что то, что не воспринимается человеком через его органы чувств, на самом деле не существует, что подразумевает, что боги не существуют.

Однако с упадком торговли, ремесел и урбанизма на первый план вышла идеалистическая философская система. Идеалистическая система учила, что мир-это иллюзия. Кто знает, может, индийские философы не так уж неправы.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий