Известные противники православной церкви в истории России

Известные противники православной церкви в истории России
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Принципиальных противников православной церкви в России за ее историю было не так много. Чаще всего к ним относили не каких-либо персон, а целые группы, чья мировоззренческая доктрина вступала в противоречие с православной догматикой, церковной организацией, обрядовой практикой.

Конечно, такие противники появились с момента крещения Руси. Прежде всего, это языческие жрецы – волхвы, довольно часто поднимавшие антихристианские восстания.

Позже враги церкви появляются, отпочковавшись от ее собственного тела – еретики: стригольники с XIV века, жидовствующие – с XV в. Полагавшие себя вполне христианами, они выступали против официальной церкви. Их возмущало все более усложнявшиеся обряды в ущерб содержанию веры, они выступали против растущего богатства монастырей и церквей, которые угнетали зависимых от них крестьян.

Можно видеть в этом процесс, который в Западной Европе привел к Реформации. Церковь, безусловно, видела в них своих врагов и потому довольно безжалостно преследовала. Схожим образом церковь относилась к тем, кто из ее собственной среды шел поперек генеральной линии.

К таковым относили в XVI веке так называемых нестяжателей – Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек. В дальнейшем врагами православия становятся старообрядцы после реформы патриарха Никона в XVII веке.

Однако все данные течения были врагами временными, и даже со старообрядцами современная церковь помирилась хотя бы формально, хотя и не признает истинными их взглядов. Куда более опасные враги, которые считаются таковыми и по сей день, появились позже.

Так сама церковь в числе своих идейных противников и сейчас числит и выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого, отлученного от церкви в 1901 году специальным решением Святейшего Синода. Главной причиной отлучения становится религиозная позиция Толстого. Синод обвиняет его в отрицании догматов, Троицы и самого Христа.

Причем это отрицание он активно проповедует, чем и опасен. Толстой согласился с тем, что церковь он не признает, однако опроверг свое отрицание Бога, которому наоборот ревностно служит. Другими словами, учение православной церкви, в понимании Толстого, есть ложь. При этом нельзя сказать, что Толстой был воинствующим противником церкви.

Говоря о своем несогласии с ней, он не призывал с ней бороться, а лишь излагал свою позицию. Обвиняя церковь во лжи, он защищался от её обвинений, выразившихся в отлучении. Неоднократно, вплоть до наших дней поднимался вопрос о снятии отлучения, однако РПЦ последовательно отказывается совершить этот акт, во-первых, потому, что нельзя снять отлучения в отсутствие отлученного, а во-вторых, Толстой не каялся в своих заблуждениях, считая их верными до конца жизни, и не просил о прощении и возвращении в лоно церкви. То есть снятие отлучения было бы неуважением к памяти писателя, поскольку тот и сам не собирался в это лоно возвращаться.

Известно, что большой противницей православия в России была Советская власть, но если персонифицировать наиболее активных борцов с религией, то в числе первых окажется Емельян Михайлович Ярославский (Губельман), возглавивший созданную в 1922 году специальную Комиссию по отделению церкви от государства, получившую в 1928 г. название Антирелигиозной комиссии. Е. Ярославский становится также главным редактором газеты «Безбожник», которая представляла организацию «Союз воинствующих безбожников».

Собственно сами названия говорят за себя. Ярославский развернул бурную деятельность по борьбе с религией по самым разным направлениям. Он предлагал не только исключить из жизни собственно культовые действия, но и запретить церковную музыку, празднование Нового года и все, что хоть как-то сохраняло религиозные традиции.

Эта деятельность предполагала окончательную ликвидацию идеологической конкуренции со стороны религии коммунистическому мировоззрению. Недаром проводившаяся в 1932-1937 году вторая пятилетка была названа «безбожной» — к ее концу всякая церковная деятельность должна быть прекращена, а церкви и монастыри – закрыты.

До конца эту задачу выполнить не удалось, несмотря на то, что подавляющее количество храмов и монастырей было закрыто, а многие разрушены, и десятки тысяч священников репрессированы. А в годы войны тому же Ярославскому пришлось сменить риторику под давлением изменений линии партии.

Но помимо представителей Советской власти, с которыми все ясно, врагами церкви в советский период были и некоторые ее собственные представители – «обновленцы» или, как они сами себя называли «Российская православная церковь».

Понимая, что выкорчевать полностью православие из умов русских людей будет трудно, а также с целью овладения церковными богатствами лидеры Советской власти попытались опереться на тех представителей духовенства, которые готовы признать эту власть.

Известные противники православной церкви в истории России

Вообще первоначально обновленчество возникло еще в самом начале ХХ века и преследовало цель модернизации церкви: отменить безбрачие архиереев, перейти на современный русский язык в богослужении, принять григорианский календарь и т.д. Но по настоящему обновленцы активизировали свою деятельность после февральской революции. Один из вождей обновленчества протоиерей Александр Введенский даже организовал «Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию» для участия в политической жизни.

Но после Поместного собора осени 1917 года пути обновленцев и остальной церкви разошлись. Большая часть церковных иерархов не признала Советскую власть и не пошла по пути модернизации. Обновленцы оказались в изоляции, и их лидер А. Введенский стал сотрудничать с Советской властью. Он и другие вожди обновленческого движения стали называть себя истинной православной церковью, требуя даже суда над патриархом Тихоном.

В этом вопросе Введенский и другие активно сотрудничали с ГПУ. Хотя РПЦ полагает обновленцев раскольниками и предателями, в то время у них было немало сторонников среди тех верующих, которые и ранее отрицательно воспринимали официальную церковь при царском режиме. Собор обновленцев 1923 года лишил патриарха Тихона сана и провел модернизационные реформы.

Они были даже более глубокие, чем предполагались ранее: ликвидировались иконостасы, разрешалось бритье бороды священникам и т.д. Но все-таки широкого распространения обновленчество не получило.

Настоящие православные от них, в конце концов, отвернулись, а поэтому и государству обновленцы перестали быть интересны. В 1935 г. Обновленческий Синод был упразднен, и на них обрушились репрессии как и на традиционных священников. «Первоиерарха» обновленцев А. Введенского репрессии не коснулись, но в глазах православной церкви он остался как предатель православия.

К числу противников православия Церковь относит известнейшего художника и философа Н.К. Рериха и его учеников. Рериховское движение, которое взяло на вооружение мировоззренческие идеи христианства, буддизма, индуизма, обвиняется в отступничестве от православия, оккультизме, и в конечном итоге, чуть ли в сатанизме, а главное – в пропаганде своих, как полагает церковь, ложных и зловредных идей. Нужно отметить, что сам Рерих при этом всегда считал себя православным христианином, хотя конечно не консервативного толка.

Как и у любой религии и особенно религиозной организации у Православия на протяжении истории всегда были противники, есть и, наверное, еще будут. Это неотъемлемая черта мировоззрения любой организации, которая считает свое учение истинным, а прочие – ложными.

Поэтому вряд ли стоит относить Толстого, Рериха и еретиков прошлого действительно к врагам, скорее, к несогласным. Но деятельность обновленцев, Е.М. Ярославского, которая приводила к реальным преследованиям и трагедиям людей вполне можно считать враждебной ценностям православия.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *