Как грузовое судно «Форт Стикин» уничтожило порт в Бомбее

судно «Форт Стикин» уничтожило порт в Бомбее
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Шёл 1944 год. В Европе и Азии бушевала Вторая мировая война. 14 февраля из английского Беркенхеда в Бомбей отправилось грузовое судно Форт Стикин, ставшее бомбой замедленного действия. На его борту находилось 1396 т боеприпасов: осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб, мин, торпед.

Всё это направлялось в Бомбей для британской индийской армии. Но, как будто по злому умыслу, к этому достаточно опасному грузу было добавлено 8700 тюков хлопка-сырца, 1000 баррелей машинного масла, рыбий навоз, смола, рис, металлолом, сера, древесина и золотые слитки в виде кирпичей, упакованные в 31 ящик. Золотом британские власти хотели стабилизировать рупию.

Загрузка была сделана с нарушением всех норм безопасности. Когда командир корабля, капитан Александр Нейсмит, узнал, что повезёт его судно, он пришёл в негодование и выразил свой протест. Он сказал, что данный груз или сгорит, или взорвётся. Но командование дало приказ доставить всё находящееся на корабле в Индию любой ценой. Единственное, что не стали грузить в трюмы корабля, 750 бочек с легковоспламеняющимся скипидаром.

Форт Стикин прибыл в Бомбей 12 апреля 1944 года. Он пришвартовался в доке Виктория, находящемся недалеко от Мазагаона. Над судном не был вывешен красный флаг, которым обычно обозначали опасный груз на корабле. Так как всё происходило во время войны, команда не хотела привлекать внимание вражеских бомбардировщиков. В течение двух суток Форт Стикин ждал разгрузки.

Выгрузка началась вечером 13 апреля. И первым был выгружен рыбий навоз! Затем начали выгружать протекающие бочки с маслом. И это было первой из ошибок, которые привели к взрыву. В это же самое время офицер Министерства военного транспорта и главный инженер стали обсуждать техническое обслуживание. Они вынесли решение о проведении ремонтных работ, таким образом лишив судно возможности двигаться. И это было ещё одной роковой ошибкой.

Кроме Форта Стикин в Доке Принцев рядом находились ещё 12 кораблей. Когда 14 апреля грузчики ушли на обед, одновременно с ними ушли обедать и гражданские сторожа. Об этом капитану и офицерскому составу никто не доложил. Примерно в 12:45 один из грузчиков решил выкурить сигарету в трюме № 2, где находились горючие материалы. Из вентиляторов трюма повалил дым. Спустя полчаса клубы дыма увидел и полицейский, находящийся на борту корабля. Но он не придал этому значения, посчитав, что этим должны заниматься специальные люди из команды Форта Стикин.

Только спустя 40 минут тревогу поднял бригадир грузчиков Мохаммед Таки, вернувшийся с обеда. Была поднята тревога.

Несколько шлангов были направлены во 2-й трюм. Люди в панике бежали с корабля. Попытки связаться с диспетчерской пожарной бригады и поставить их в известность, что на корабле имеется взрывчатка, окончились неудачей. Пожарных известили только о пожаре, а не о снарядах в трюмах Форта Стикин. Отправлено было только два насоса. Из-за плотного дыма источник пожара не удалось обнаружить. Команда начала лить воду вслепую.

судно «Форт Стикин» уничтожило порт в Бомбее

Только в 14.25 майор Оберст из Артиллерийской службы сообщил об опасности груза. Тогда же прибыли командиры спасательной и пожарной службы. Они стали требовать, чтобы с корабля выгрузили серу и детонаторы из 1-го трюма. Началось очередное совещание.

А в это время переборка между 1 и 2 трюмами накалилась. Люди, находящиеся в 1-м трюме, слышали взрыв во втором. Но обсуждение всё продолжалось. Выдвигалась версия затопления корабля. Но директор дока, полковник Сэдлер, предложил вывести судно из гавани. Но из-за того, что двигатели были отключены, это возможно было сделать только при помощи буксира. Общего решения так и не было принято.

В 15:00 к Форту Стикин подошли два дополнительных буксира с противопожарным оборудованием. Но никто в порту не хотел взять на себя ответственность и отдать какой-либо приказ. На корабле существовало три противоречивые точки зрения. Капитан Нейсмит хотел спасти судно. Полковника Сэдлера волновал вопрос сохранности дока. Кумбс, начальник пожарной службы настаивал, чтобы Форт Стикин оставался на месте, а его команда наконец приступила к ликвидации пожара.

Далее была совершена ещё одна роковая ошибка. Спасатели предприняли попытку просверлить отверстие в корпусе, но место было выбрано неудачно. Из-за работ загорелись тюки с хлопком, а затем и взрывчатые вещества. Из всех люков повалил густой чёрный дым, в котором пожарных совсем не было видно. Вверх летели горящие куски хлопка, опускаясь на другие корабли, находящиеся в доках.

Огромное пламя поднялось с корабля в 15:50. После этого пожарная команда вынуждена была покинуть Форт Стилкин. Капитан Нейсмит тоже приказал своему экипажу покинуть корабль. Последний раз командира корабля видели идущим к одному из складов в гавани. Тело Нейсмита так и не было найдено. Мощнейший взрыв произошёл в 16:06. Корабль разорвало на две половины. Его котёл нашли в полумиле от места взрыва. Он был совсем не повреждён. Взрыв вызвал огромную приливную волну, сорвавшую с якорей пришвартованные корабли. Один из них оказался на крыше складского здания. В 16:33 случился второй взрыв. Он повредил оставшиеся корабли в порту.

Большое количество людей было ранено или убито за пределами Дока. Люди падали, пронзённые осколками снарядов, патронами. Это был настоящий Армагеддон. Людям отрывало головы, руки, ноги летящим горящим железом и осколками стекла. Некоторые жертвы получили ранения или были убиты золотыми слитками. Горящие тюки с хлопком опускались на крыши жилых домов и муниципальных зданий, поджигая их.

Почти всё побережье было повреждено. В общей сложности погибло 800 – 1200 человек, тысячи были ранены. Сотрясение от взрыва было равносильно землетрясению. Также сгорели 50000 т зерна, предназначенного для голодающей Бенгалии. Чтобы восстановить Бомбейский порт, оттуда было вывезено 5 млн т мусора. Комиссия, разбиравшая причины взрыва, пришла к выводу, что это был несчастный случай, а не преднамеренные действия.

Сейчас в честь 66 пожарных, погибших при тушении пожара установлен мемориал. 14 апреля в Индии отмечается «День пожарной службы». Что интересно, золотые слитки с Форта Стикин, разбросанные взрывом по всей округе, находят до сих пор. В 2011 году в море несколько золотых кирпичей обнаружили портовые рабочие.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *