Как наказывали на Руси от мала до велика

Как наказывали на Руси от мала до велика

Как наказывали на Руси? Это смотря кого. И смотря по тому, насколько тяжела провинность. Проказливых детей пороли. Причем, порка не была родительской прихотью, и не считалась проявлением «домашнего насилия». Напротив, многочисленные древнерусские поучения о воспитании детей настоятельно рекомендовали применять физические наказания. Более того, если родитель  не порол розгами ребёнка, считалось, что он попросту его не воспитывает.

И родители били. Иногда могли и перестараться. Показательна история детства святого Феодосия Печерского. Безвестный автор жития уделил этому периоду жизни подвижника немало прочувствованных строк. Будущий святой родился в знатной семье. Он рано остался без отца. Воспитывала его мать. Мать была женщиной весьма авторитарной. Автор жития сообщает любопытную деталь: у нее был столь низкий голос, что если люди не видели, кто говорит, то думали, что говорит мужчина. Так вот её главным «педагогическим приемом» были побои.

Феодосий не был баловником в привычном смысле слова. Но не оправдывал ожидания матери, которая хотела, чтобы мальчик вырос и стал вельможей, как отец, а Феодосий был увлечен церковью. Мать очень любила его, и поэтому била, по словам книжника, до тех пор, пока сама не валилась от усталости. Именно потому, что любила – потому и била.

Увы, старания бедной матери пропали втуне. Феодосий с избранного пути не свернул. Более того, вдобавок к тому, что творила с ним мать, стал носить вериги, которые до крови ранили его тело. Когда мать обнаружила это – она нещадно отлупила сына. Но, как понимает уважаемый читатель, Феодосию, который и сам себе причинял страдания, все было нипочем. Надо ли говорить, что после такого детства все трудности монашеского служения для Феодосия были сущими пустяками.

Впрочем, надо сказать, древнерусскую «технику безопасности» эта женщина нарушала, и нарушала весьма грубо. В древнерусской литературе есть конкретные советы: как бить, чем бить, и по каким местам.

Наиболее подробно этот вопрос освещен в «Домострое». Техника наказания провинившихся слуг там расписана детально. Автором «Домостроя» был соратник царя Ивана Грозного – поп Сильвестр. Он рекомендует бить очень бережно, чтобы было больно, но не опасно для здоровья. Для этого он советует ни в коем случае не бить, ни кулаком, ни ногами.

Дубина и железяки для этого тоже не подходят. Сильвестр резонно замечает, что если бить кулаком беременную женщину, то у нее и плод можно повредить, а это не дело. Лучший инструмент для наказания с точки зрения Сильвестра  – плётка. Если вина особенно сильна, то пользоваться следует той же плетью, но бить, подняв рубашку.

Совершать экзекуцию Сильвестр рекомендует в уединенном месте, вдали от людских глаз. А еще полезно во время битья приговаривать и поучать виновного о его вине. Важно, что бить Сильвестр советует именно слуг, а не жену, как многие по недоразумению думают.

Помимо плети для наказания широко использовались розги. Розги – тонкие и гибкие прутья полагалось иметь в каждом учебном заведении. Даже в петровскую эпоху наказание розгами применялось к детям всех сословий – в т.ч. к дворянам. Кадка с розгами была такой же привычной принадлежностью школьного кабинета, как доска и мел. Причем, учителям не приходилось отвлекаться от наук для «дисциплинарной работы». По петровскому указу делать это должен был отставной солдат, специально для этого введенный в штат учебного заведения.

наказания на русиПреступников наказывали по-разному, но тоже весьма жестко. Древнейший свод законов  «Русская правда»  предусматривал практически за все преступления, включая убийство, одну меру наказания – штраф. Когда историки-первокурсники в университете приступают к изучению этого законодательного памятника, их поначалу это удивляет. как это так: за убийство всего лишь штраф? Мы привыкли, что штрафом наказывают только за легкие административные правонарушения.  А тут за убийство свободного человека – 40 гривен. Заплатил – и гуляй? Нет, все было далеко не так просто. Штраф за кражу лоньщины (годовалой тёлки) составлял полгривны. По общему строю норм «Русской правды» и ряду других косвенных указаний можно считать, что штраф был примерно равен её цене.

Значит 40 гривен – это стадо в 80 голов. Достояние целой деревни. Самостоятельно такой штраф заплатить мог разве что богатый боярин, а для 99 %  древнерусских общинников это означало или обеднение целого рода (если род принимал решения заплатить штраф за своего человека), или продажу в рабство для человека и его семьи. А хозяин мог сделать с рабом всё, что угодно – в том числе и убить. Так что за безобидным не первый взгляд штрафом скрывался целый букет весьма тяжелых последствий.

В более поздних правовых сводах (Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 г. и пр.) появляется смертная казнь. Осуществлялась она разными способами. От банального повешения и усекновения головы, до четвертования, колесования и посажения на кол. О, да: на Руси знали толк в членовредительных мучительных казнях, но описывать их я не буду: пощажу нервы читателя.

Если говорить в целом, эпоха средневековья – это жесткая эпоха. Поп Сильвестр, призывавший не бить беременных женщин кулаком, а лишь плеткой, может считаться большим гуманистом, особенно на фоне своего царственного патрона – Ивана Грозного, который травил медведями и заживо расчленял своих придворных по малейшему подозрению в измене. Телесные наказания использовались всеми и ко всем. Современному человек сложно это представить. Но, возможно, именно эта жесткость помогала нашим средневековым предкам выдерживать тяготы бесконечных войн, изнурительной работы и социальных бед.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий