Как появились славяне в казачьем войске?

казаки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (33 оценок, среднее: 3,12 из 5)
Загрузка...

Казачество – особое сословие, положение которого определялось двумя факторами. С одной стороны, это было податное сословие, одним из важных занятий которого было земледелие, что ставило его рядом с крестьянством. Однако был и другой фактор: казаки владели гораздо большими участками земли, не имели над собой помещиков и несли военную службу, что в некотором смысле приближало их в функциональном смысле к дворянству.

Документированная история казачества начинается с XIV в. Но следует понимать, что тогда казаки были явлением не русского, а татарского, ордынского общества. Это были лично свободные, но бедные люди, которые объединялись в летучие отряды и промышляли военными вылазками, нападениями на купеческие обозы и пограничные города. Они не подчинялись никаким ханам и поэтому их набеги часто были неожиданностью для русских.

Известный историк казачества А.Л. Станиславский отмечал, что татарские казаки неоднократно нападали в XV — XVI вв. на Московскую Русь, о чем есть упоминания в летописях.

Потом на юге России стали искать укрытия от преследования беглые холопы и крестьяне. В казачьи отряды их принимали легко – казачьим атаманам не было дела ни до национальности, ни до религии бойцов. Лишь бы удаль была и сила. Так постепенно русских и украинцев в казачьих отрядах стало больше, чем татар. Тогда-то и появилось выражение «вольный казак» – по сути тавтологическое: «вольный вольный». Но, как выразился А.Л. Станиславский, что такое слово и повторить было приятно.

Кстати, большая часть казачьей терминологии и до сих пор имеет тюркские корни: «атаман», «есаул» и пр. – все это изначально татарские слова.

В дальнейшем казаки осели на землю, обзавелись семьями и хозяйством. Вольная жизнь сменилась государевой службой. Из противников царской власти они превратились в главных её защитников. Они принимали участие во всех войнах, которые вела Российская империя. Казачьи подразделения были ударной силой и наводили ужас на врагов. Кроме того, казаки часто использовались для подавления волнений внутри страны.

Правительство играло на особенностях социального мировоззрения казаков, противопоставлявших себя массе крестьян и горожан. Традиции защиты царя-батюшки от внутренних врагов и относительно социальное благополучие стали причиной того, что большая часть казачества не приняла Октябрьскую революцию и оказала действенное сопротивление установлению советской власти. О судьбе казачества после революции живописно повествует роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

Казаки стали восприниматься большевистским государством как враги. Государство взяло курс на ликвидацию «пережитков» казачьей самоидентификации.

Однако когда сопротивление казаков новой власти было сломлено, в 1936 г. советское правительство изменило отношение к казачеству. Были созданы казачьи кавалеристские части, сыгравшие большую роль в Победе в Великой Отечественной войне.

казакиВ современной России казаки имеют весьма странный и неопределенный статус. Нет ясности даже на уровне самосознания. Некоторые считают казаков субэтнической группой. Существуют казачьи общества, функционирующие как общественные объединения. При этом в общества входят не только люди, имеющие связь с казаками как субэтнической группой, вступить в казачье общество могут все желающие.

Есть у казаков и некое подобие официального статуса. Существует Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Однако никаких внятных механизмов осуществления этой службы закон не содержит. Официальных казачьих генералов назначает своим указом президент Российской Федерации. Ведется Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

При этом никто не мешает любой группе граждан объединиться в казачье общество и произвести любого своего члена хоть в генералы, хоть в атаманы. Это  подрывает авторитет реестровых (т.е. официальных) обществ. Этих нигде не зарегистрированных («нереестровых») казаков, обильно вешающих друг на друга значки, похожие на ордена и медали, носящие самые широкие лампасы, самые золоченые погоны и самые длинные бутафорские шашки и следует именовать «ряжеными».

Никто не исключает, что и среди них могут быть вполне приличные люди. Но в этом случае им ничто не мешает вступить в официальное казачье общество. В нем, конечно, быстро ни генералом, ни даже полковником не стать. Но если у человека есть желание возрождать казачьи традиции, а не увешивать себя поддельными «наградами», то ему прямая дорога в  реестровые казачьи общества.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
10 комментариев на тему “Как появились славяне в казачьем войске?
  1. Вот только вопрос: и с каких пор татары-казаки стали православными христианами?
    А к товарищу Александру ЛАЗАРЕВИЧУ с полным доверием я бы не относился.

    1. С тех пор как появились записи в исторических документах. Если интересно поработайте в архивах. Даже в общедоступной литературе приводятся сведения о стычках донских(православных) и азовских(татарских) казаков. И вплоть до 18 века татарский язык был основным на Дону. И вообще первое упоминание в исторических документа о казаках встречается ещё в 14 веке: в средней Азии (где православных в то время не имелось) казаками назывались люди которые ушли от своего племени и борются с властью.

    2. «А к товарищу Александру ЛАЗАРЕВИЧУ с полным доверием я бы не относился.» Добавлю и к его докторской степени тоже. Не дай Бог если подобные учить детей этими полуправдами будут.

    3. Почти всю жизнь провоевавшие на Кавказе русские войска по форме, вооружению, быту и тактике разительно отличались от регулярной армии Российской империи. Это очень хорошо подметил Лев Толстой, сам участник фронтирных процессов на Кавказе, в своей повести «Казаки»: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там, во всей прежней чистоте, русский язык и старую веру…. Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера… Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски» (Толстой Л.Н. Казаки. Москва: Художественная литература, 1936. C. 15-16).

  2. Вадиму Викторович Долгову — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор, который нагло и безстыдно фалшифицирует булгарскую историю!

    Вот отрывок из «Жизнеописания Гази-Бараджа» самого Гази-Бабы («Джагфар тарихы», стр. 186):

    «В 1241 году мой эмир Гази-Барадж (цар Волжской Булгарии) участвовал в походе на Альман (Германия) и дошел до Аварии или Моджара (Венгрия). Тамошние ульчийцы (булгары-славяны) и альманцы (германцы) устроили засаду и ночью убили татар, шедших с эмиром. Наши (волжские булгары) стояли отдельным станом и не пострадали при этом, но когда двинулись дальше, то обнаружили погоню. Тогда уже эмир устроил засаду у города Бураш и перебил не менее 10 тысяч преследователей. С головами врагов на копьях наши подъехали к городу и заставили его сдаться. Там эмир запасся всем необходимым и, пройдя в Моджар, соединился с другими татарами. Узнав о гибели своих, эти татары хотели было отомстить разгромом Моджара, но эмир отказался от этого под предлогом родственности моджар и булгар и этим заставил их повернуть назад, в Кыпчак. А эту область великий кан татар передал в качестве тарханства своему родственнику, хану Бату…
    Когда татары и наши на обратном пути остановились в Башту (Киев) и хан спросил, как удержать многочисленных ульчийцев под своей властью, эмир сказал ему: «Среди ульчийцев есть очень много недовольных своими беками — это анчийцы (анты). Собери и соедини их с каубуйцами (у-рус-булгары) в одно войско — и оно будет верно служить тебе». Бату так и поступил и велея войску называться татарским, ибо татары называли всех служивших им [нетатар] «татарами»… Но каубуйцы отказались, и тогда эмир предложил хану назвать воинов этого войска казаками. «Слово казак у булгар означает доблестного бахадира, сражающегося без кольчуги в знак пренебрежения к смерти. Такие бахадиры дают обет не жениться до тех пор, пока не прославят себя воинскими подвигами. Пусть эти воины будут подобны казакам», — добавил Гази-Барадж. Бату понравилось это предложение, и он утвердил его. А еще раньше казацкое войско эмир создал в Булгаре, и оно заменило курсыбай (6000 кавалерийский корпус, постоянная армия волжских булгар) …
    В 1242 году Гази-Барадж поднял на трон в Нур-Суваре своего сына Хисама и отправился из Булгара в Кыпчак, ибо принял предложение великого кана стать его башкаком в Кыпчаке с целью присоединения Кыпчака к Булгару. Он построил для Бату город Сарай и населил его булгарами. Кроме этого, он старался в Кыпчаке везде ставить у власти булгар. Врагом ему в Кыпчаке был брат Бату Беркай, опиравшийся на хорезмийцев и кыпчаков… Больше всего Беркая раздражало то, что Булгар собирал дань с Балына, Джира, Джукетуна, Кана, Джун-Калы и Балукты…
    Великий хан просил Гази-Бараджа нанять на службу ему наших мастеров и салчиев для завоевания Мачина, острова Имэн (Япония) и других стран. Вызвано это было рассказом чинцев о том, что тысячу лет назад пришла в Чин из Буляра тысяча людей двух родов — май и иштяк — и что эти булгары прославились как отличные мореплаватели. Однажды они были отправлены на завоевание Дальнего Мачинского острова и не вернулись. Только один булярец прибыл оттуда через Ближний Мачинский остров и сообщил, что жители той страны притворно подчинились булярцам, но ночью потопили все их корабли… Он нанял требуемых людей и послал их с огромным караваном к великому хану…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *