Как появился феминизм

феминизм

Феминизмом называют веру в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Общеизвестно, что феминизм в своём большинстве сначала появился на Западе. Но сейчас он проявляется во всём мире. Его представляют различные организации, которые отстаивают от своего имени права и интересы представительниц женского пола.

Веками женщины в западной Европе были ограничены домом. А мужчины тем временем занимались общественной жизнью. В западноевропейских странах женщины не могли владеть собственностью. Им отказывали в учении и в возможности участвовать в жизни общества. Даже в конце XIX века во Франции женщины не могли выйти на улицу с непокрытой головой.

А в Германии муж имел право пороть свою жену. С наступлением XX века у европейских женщин всё ещё не было права голоса на выборах. Они не могли занимать выборные должности в странах Европы и в большинстве штатов Америки. В США в начале прошлого века только несколько штатов предоставили женщинам избирательное право. Женщины не могли начать своё дело без опеки мужчины: брата, отца, мужа, сына или юридического агента. Также замужние женщины не могли контролировать своих детей без разрешения супруга. До прошлого века представительницы слабого пола не получали достойного образования и не могли заниматься большинством профессий. Даже в наши дни есть такие страны, где у женщин большие ограничения в правах.

Зарождение феминизма

С древних времён до нашего времени почти не дошло свидетельств, чтобы женщины организованно выступали против ограниченного статуса. Но историкам известно, что в III веке до нашей эры в Риме женщины однажды поднялись на Капитолийский холм. Они перекрыли все проходы на Форум. Это случилось в то время, кода консул Марк Порций Катон не хотел отменить законы, по которым существовало ограничение для женщин в покупке дорогих товаров. Катон тогда сказал, что как только женщины станут равными мужчинам, они будут ими командовать. Но это восстание было исключительным явлением в древней истории. На протяжении веков только отдельные личности выступали против зависимого положения женщин.

Одной из тех, кто открыто бросил вызов подчинённому положению женщин во Франции была Кристина де Пизан, философ-феминистка. В конце XIV века она стала открыто призывать к всеобщему женскому образованию. Её знамя в XV веке подхватила венецианка Лаура Черета. Она опубликовала «Сборник писем».

В нём были собраны многочисленные жалобы женщин, где им отказывали в получении образования, на супружеское угнетение. В некоторых письмах женщины сетовали на упрёки в их адрес по поводу легкомысленной женской одежды. Другая работа феминистского жанра появилась в печати в XVI веке. Это была книга Модераты Фонте, опубликованная посмертно. Феминистки предоставляли публике целые списки смелых и успешных женщин. Они готовили общество к тому, что слабый пол будет интеллектуально равным мужчинам, если женщинам предоставить такое же право на образование с ними.

В Англии в XVI веке было очень много «дебатов о женщинах». Памфлетисты и полемисты соединились в битве за истинную природу женственности. В Лондоне выходили памфлеты сатирического плана, высмеивающие женщин. На это в том же стиле выходили ответы.

Такое противоборство мнений продолжалось более века. Англичанка Мэри Эстелл выпустила в 1694 году «Серьёзное предложение дамам». В двух томах предлагалось женщинам, не склонным к браку и религии, основывать светские монастыри. Там они могли бы жить, учиться и преподавать. Но эти голоса эпохи Возрождения никогда не выступали в унисон. Они не были единой философией или движением.

феминизм

Начало движения в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения женщины всё чаще стали требовать применения новой реформистской риторики о свободе и равенстве к обоим полам. Сначала философы Просвещения сосредотачивались только на неравенстве социальных классов и каст. Даже Жан-Жак Руссо говорил о женщинах, как о глупых легкомысленных существах, которые по рождению должны подчиняться мужчинам.

Даже французская Декларация прав человека, в которой определялось гражданство после революции 1789 года, не давала правового статуса женщинам. На это сразу же стали указывать женщины-интеллектуалы той поры. Они отмечали ограниченность реформистской риторики.

Одной из них была Олимпия де Гуж. Будучи известным драматургом, она смогла опубликовать «Декларацию прав женщины» в 1791 году. Там она объявила женщину не только человеком, но и равным партнёром мужчине. Через год другая продвинутая англичанка Мэри Уолстоункрафт написала в 1792 году феминистское сочинение «Защита прав женщины».

В нём она говорила, что женщины существуют не только для того, чтобы нравиться мужчинам. Феминистка призывала к предоставлению равных возможностей в получении образования, работы, участия в политической жизни для мужчин и женщин. Уолстоункрафт говорила, что женщины также рациональны от природы, как и мужчины. А если они кажутся глупыми, то только потому, что общество поставило их в такие условия. В эпоху Просвещения было настоящее политическое брожение во Франции, Германии, Италии, породившее и феминизм.

В США женщины-аболиционистки тоже пытались применить концепции свободы и равенства в разных ситуациях. В середине XIX века это привело к волне социальных изменений в Европе и США. Феминистка Луиза Отто первая из женщин осмелилась подписать собственную статью женским именем, а не мужским псевдонимом. А в Париже в 1848 году феминистки начали издавать свою ежедневную газету «Голос женщин». А через год и в Германии появился подобный журнал под названием «Социальные реформы». Его стала издавать немецкая писательница Луиза Диттмар.

Вершиной всех дебатов и дискуссий стала первая конференция по правам женщин. Она состоялась в США в маленьком городке Сенека-Фолс в 1848 году. Идея конференции возникла у Лукреции Мотт, когда она слушала квакерского проповедника. За пять дней до съезда о его начале было напечатано в местной газете. На конференции присутствующие взяли для своего руководства Декларацию независимости.

Было подготовлено 11 резолюций, в которых говорилось о равноправии мужчин и женщин. Было даже выдвинуто радикальное для того времени – право голоса. Но зародившееся феминистское движение тогда было привилегией высшего класса. Оно ничего общего не имело с обычными женщинами и бывшими рабынями. В Европе же в 1850-х годах начались репрессии, задевшие и феминизм.

После восстановления движения, феминизм сосредоточился только на одной проблеме, касающейся избирательного права для женщин. Эта цель доминировала в международном феминизме в течение 7-ми десятилетий. Радикальные феминистки целенаправленно требовали избирательного права, считая его основным условием освобождения женщин.

Но когда решающая цель была достигнута, дав американским и европейским женщинам избирательное право, феминистское движение почти прекратилось. Феминизм раскололся на несколько течений и организаций.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий