Как развивалось христианство в Египте

христианство в Египте

Очень много историй Ветхого Завета происходит в Египте. Через Моисея Бог наказал египетского фараона за то, что он держал евреев в рабстве. Вместе со своими братьями молодой Иосиф тоже стал рабом, но затем ему удалось подняться и стать по силе равным фараону.

Когда люди читают Новый Завет, они в первую очередь представляют себе земли Израиля и Палестины, где прошло детство и юность Иисуса Христа, там он проводил свои проповеди. Но Египет тоже является значимым местом для Семьи Иисуса, став их убежищем. Иосиф, Мария и младенец Иисус сбежали из Иерусалима от жестокого царя Ирода, который хотел убить Святое Дитя. Они находились в Египте, пока не наступили спокойные времена. В Священном Писании говорится, что период раннего христианства Египет был плодородным садом.

Вера стала расти и распространяться в Египте начиная с I века. Он стал важным религиозным центром христианства. Там собирались теологи, учёные и проповедники. В Египте христианство приобрело особый колорит, отпечаток на который отложила культура и история древнего государства.

Эту ветвь христианства станут называть Коптской Церковью. А её последователи получат название – христиане-копты, или просто копты. Название «копт» прошло долгий путь. Оно произошло от европейского произношения арабского слова qibt. Его корни уходят в греческое название Египта – Айгиптос и храма в Мемфисе Hwt-ka-ptah, посвящённого Птаху. Коптский язык тоже является смешением египетских слов, написанных греческим шрифтом. Эти несколько диалектов формировались на протяжении столетий. Есть довольно много религиозных текстов, написанных на коптском языке.

До появления христианства в Египте существовала тысячелетняя религия. Но после окончания золотого века Рамсеса II и его наследников на Египет стали нападать ливийцы, нубийцы, ассирийцы, персы, греки и римляне. Однако даже тогда древняя религия Египта не поддавалась влиянию чужеродных верований. Она оказалась на редкость стойкой, поглощая другие влияния. Оккупанты либо принимали египетскую веру, либо адаптировали её под себя.

Первые следы христианства в Египте можно увидеть в «Бегстве в Египет». С этим связаны несколько мест на территории Египта, например, монастырь Эль-Мухаррак, расположенный в долине Нила. По мнению монахов, монастырская церковь Богородицы была построена там, где Семья нашла приют во время своих скитаний в Египте. Другое Священное место расположено в Эль-Матарии недалеко от Каира и древнего города Гелиополя.

В Писании говорится, что платан, дерево Девы Марии, спасал от жгучего солнца Святое Семейство во время их путешествия. В древних коптских писаниях говорится, что христианскую церковь в Египте основал в Александрии Святой Марк в середине I века. Он же является автором второго Евангелия в Новом Завете. Став первым епископом Александрии, Марк начал проповедовать учение Иисуса. Это подтверждают и другие исторические источники.

Примерно в 310 году Евсевий, греческий историк, писал, что Марк был первым, кто посетил Египет с целью провозглашения Евангелия, которое сам же написал. Он первым основал церкви в Александрии. Кроме Евсевия истории о Марке писали и другие люди. Они тоже упоминали о его учении и приписывали ему чудеса. Из этих историй видно, что Марк, появившись в Александрии, смог чудесным образом вылечить руку сапожнику Аниану.

христианство в Египте

По мнению коптов, учение Марка вызвало споры. За это его подвергли мученической смерти в 68 году. Пасха приходилась на те же дни, что и языческий праздник греко-египетского бога Сераписа. Марк наотрез отказывался поклоняться этому божеству. Тогда разъярённые жители накинули ему удавку на шею и протащили его таким образом по всем улицам, пока он не умер.

Историков восхищает то, как быстро удалось христианской вере разлететься и закрепить свой авторитет в Египте. Секрет этого может скрывать сама Александрия. В те времена раннего периода становления христианства в ней находился динамичный центр обучения и философских знаний. Поэтому в III веке туда съезжались ведущие учёные света. В те времена в Александрии проживало большое количество евреев, которые хорошо воспринимали учения Иисуса Христа.

Иудеи прекрасно разбирались в Священных Писаниях. Они учили всему, что касалось Иисуса. Наравне с Иерусалимом, Антиохией и Римом, Александрия являлась передовым городом, где развивалась раннехристианская мысль. Также во II веке там появилось первое высшее христианское учебное заведение. А в 150 году Климент Александрийский, бывший приверженец язычества, обратился в христианскую веру. Он стал одним из самых главных духовных мыслителей. Ко всему этому Климент был ещё учителем и автором. Его учеником стал Ориген, который в своём трактате опровергал выпады язычников на доктрину христианства. Его текст оказался главенствующим, встав на защиту новой веры далеко за египетскими землями.

Египетское коптское христианство адаптировало древние символы, такие как анкх к своей религии. Это произошло, скорее всего, под влиянием литургий древних фараонов. Есть поразительная параллель между древними погребальными текстами («Книгой мёртвых»), сформированных ещё в XVI веке до нашей эры, с заветом Святого Шенуте. Среди древних мыслителей Александрии был Валентин. Его толкование христианства требовало от верующих принятия Божественного знания – гнозиса.

В те времена гностицизм присутствовал в ранних христианских общинах Египта. Особенно масштабно использовалось Евангелие от Иуды. Происходило смешивание христианства и язычества друг с другом. Например, это коснулось древнеегипетского символа жизни анкх. Он имел изображение в форме креста с овальной петлёй, став затем прототипом христианского креста, называемого коптами crux ansata. В IV веке христианство сильно продвинулось в Египте. Например, в Оксиринке находилось 12 языческих храмов и всего две церкви, а к концу века положение вещей круто изменилось.

В Египте развивалась ещё одна важная вещь для христианства, это монашеские практики, зародившиеся в египетских пустынях. Приверженцы подражали странствиям Иисуса в пустыне. Святые отшельники для укрепления своей веры добровольно терпели лишения. Одним из первых отшельников был Антоний Великий. Его жизнь и вера глубоко повлияли на развитие христианства. Однако с I по IV века Рим проводил гонения на христиан. Особенно жестокие меры были во время правления императора Диоклетиана в 303 году.

Тогда были казнены сотни тысяч верующих. Символом мученичества для коптов стала Екатерина Александрийская, дочь правителя Александрии. Она бросила вызов жестокому императору. За это её подвергли страшным пыткам. По легенде, шипованное колесо, на котором Екатерину должны были казнить, развалилось от её прикосновения. Свободно поклоняться своему Богу христиане Египта смогли лишь в 313 году после Миланского эдикта.

В ранней церкви часто возникали разногласия теологического характера. Христиане Египта оказались в авангарде этих конфликтов. Это привело к расколу церкви в 451 году на Халкидонском соборе. После этого копты отделились от других ветвей христианства.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий