Как рождались первые советские тяжелые танки

Как рождались первые советские тяжелые танки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,17 из 5)
Загрузка...

Большие сомнения у проектировщиков возникали при ре­шении вопросов, связанных с конструкцией ходовой части нового тяжелого танка.

На большинстве отечественных машин в качестве подвески при­менялась блокировочная система, у которой опорные катки были связаны с корпусом при помощи рычагов-балансиров. При таком креплении изменение усилий на одном катке тут же переходило на остальные, это порождало балансировку на ходу.

На танках Т-26 и Т-28 катки соединялись в тележки, которые блокировались в общий узел. В системах подвески применялись листовые рессоры и специальные пружины — все это крайне усложняло конструкцию и делало ее уязвимой даже для пулеметного огня противника. Поэтому на танках Т-28 и Т-35 устанавливались бортовые экраны, утяжелявшие и без того громоздкую конструкцию.

Создавая совершенно новый танк, проектировщики, ис­пробовав различные типы подвесок, решили сойти с при­вычного пути и искать конструкцию ходовой части принци­пиально нового типа. Поиск привел их к торсионам.

Главная их особенность заключалась в том, что движение каждого опорного катка передавались не на рессоры и балансиры, а пе­реходили через кривошип на упругий торсионный вал. Скру­чиваясь, вал работал подобно рессоре и обеспечивал танку необходимую плавность хода. Танк имел возможность дви­гаться даже в случае повреждения одного или нескольких катков.

По замыслу конструкторов в проектируемом танке СМК, а затем и в танке КВ стержни-торсионы размещались поперек корпуса от борта до борта у самого днища и занимали мало места. При таком расположении упругие элементы были хо­рошо защищены от поражения, что делало ненужной их за­щиту специальными броневыми экранами.

Лабораторные исследования торсионов проходили на им­провизированном стенде. Кроме начальника отдела, зани­мавшегося проектированием ходовой части, Г. А. Серегина, при опыте присутствовали Ж. Я. Котин, А. С. Ермолаев и Л. Е. Сычев.

Модель торсиона с балансиром установили на цеховой разметочной плите и стали нагружать консоль ме­таллическими болванками, надеясь определить угол закрутки вала, при котором торсион не будет еще иметь остаточных деформаций. Это обязательно нужно было установить для определения размеров вала и последующего конструирования деталей балансира и торсиона. Начали постепенно нагружать модель…

Как рождались первые советские тяжелые танкиНо тут неожиданно для испытателей все сооружение взлетело вверх и металлические болванки посыпались на пол. К счастью, никто не пострадал.

Пока тяжелый танк еще не был изготовлен, торсионную подвеску решили испытать на одном из серийных танков Т-28, благо сборка их велась тут же на заводе. Опытные торсионы закрепили под днищем танка и вывели Т-28 в район испы­таний у Красного Села, недалеко от завода. Танк неплохо подрессоривался и нормально преодолевал препятствия. Там и приняли окончательное решение о применении торсионов на танке СМК, а позднее и на КВ.

Одновременно с решением чисто конструкторских проблем возникали и иные вопросы. Например, какую сталь применять для торсионов?

К разработке этого вопроса директор завода И. М. Зальцман привлек Центральную заводскую лабораторию. Там предло­жили сталь трех марок. В трех вариантах изготовили торси­онные валы и поставили их на танки Т-28 (опытные образцы танков СМК и КВ еще не были готовы).

В ходе испытательного пробега торсионы, изготовленные из стали, предложенной ин­женером В. А. Цукановым, прошли без поломок более 1000 км, в то время как торсионы из стали, предложенной другими, выходили из строя после 400—500 км пробега. Остановились, естественно, на предложении Цуканова, награжденного позднее в числе разработчиков тяжелых танков орденом «Знак Почета».

Так, в постоянном содружестве конструкторов, инженеров, ученых, технологов, испытателей и рабочих рождался в цехах завода первый кировский тяжелый танк.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Как рождались первые советские тяжелые танки
  1. На СМК хотели 3 башни,Сталин одну убрал.В Финскую войну СМК и КВ были на испытании,СМК был подбит,вытащить не смогли.Простоял у финнов несколько месяцев,они смогли снять только люк ,изготовленный из неброневой стали-видимо отправили на анализ,из чего сделали вывод о качестве брони.Т-35 скопировали с английского Индепенс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *