Как смогли переименовать ИС-10 в Т-10 при живом Сталине?

Т-10
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Тем временем волны «Ленинградского дела» докатились до Урала. Но коснулись они не командированных туда ленинградских конструкторов, а руководителей Челябинского тракторного завода И. М. Зальцмана и М. Д. Козина, продолжавшего выполнять там роль парторга ЦК. Их обвинили в том, что во время войны они посылали своим друзьям, находившимся в блокаде ленинградским руководителям, подарки. Теперь получатели тех подарков оказались «шпионами» и «врагами народа».

Вызванный для объяснений в Москву Зальцман предстал перед грозным в то время председателем комиссии партийного контроля М. Ф. Шкирятовым.

«Вы посылали в подарок А. А. Кузнецову специально отделанную саблю, а товарищу Сталину к 70-летию ничего не прислали?»

Остальные обвинения были столь же абсурдны. Зальцман многие из них сумел опровергнуть, но должности директора завода все-таки лишился и из Коммунистической партии был исключен.

Его послали работать в старинный русский городок Муром, определив мастером на небольшой заводик, на котором делали детали для танковых гусениц. И. М. Зальцман оставался генерал-майором в запасе, Героем Социалистического Труда, Лауреатом Сталинской премии и кавалером многих высших орденов страны.

На новом месте Зальцман показал себя не обиженным неудачником, а незаурядным работником. Руководимая им бригада работала так, что очень скоро на смену пересудам и праздному любопытству пришло обычное человеческое уважение к честному труженику и умелому организатору любого дела, за которое он брался. Вскоре Зальцмана перевели в Орел, где он должен был организовать пуск нового цеха запасных частей для тракторов.

Разработка тяжелого танка ИС-8 тем временем продолжалась. Вместо Зальцмана с Тагильского завода в Челябинск прислали нового директора С. А. Скачкова. Это был неплохой инженер, тоже проявлявший большой интерес к конструкторской работе, ибо понимал, что все успехи и возможные проблемы будущего производства полностью зависят от того, насколько технологична будет разработанная проектировщиками конструкция. С. А. Скачков также лично рассматривал все изменения в чертежах, внимательно выслушивал доводы конструкторов и, как правило, с ними соглашался.

Вследствие вносимых в конструкцию танка изменений его числовой индекс менялся. Вначале проект, как уже отмечалось, именовался ИС-8, затем — ИС-9, потом — ИС-10. А при постановке танка на серийное производство — что удивительно, до смерти Сталина — высокое руководство рекомендовало не продолжать серию танков ИС, и новый танк был принят на вооружение под индексом Т-10.

Танк Т-10 разрабатывался кировскими и челябинскими конструкторами в то время, когда военные пересматривали роль тяжелых танков в сухопутных войсках. В условиях боевых действий с применением атомного оружия на них возлагались не только задачи прорыва, но и основная ответственность за поражение бронетанковой техники противника, за уничтожение огневых точек в дотах и дзотах при прорыве вражеской обороны.

Т-10Для обеспечения достаточной подвижности танка масса его не должна была превышать 50 т. Так было заложено в тактико-техническом задании. Однако требования по защите танка броней были не менее жесткими. Поэтому при конструировании бронирования пришлось прибегнуть ко всем известным в то время ухищрениям. Конфигурацию носовой части корпуса взяли у танков ИС-3 и ИС-7, переняв его трехгранный конус. Толщина брони оставалась такой же, как у ИС-3 — 120 мм, но углы наклона граней конуса резко увеличили, что, безусловно, повысило бронестойкость лобовой части корпуса.

Борта сделали составными. Верхняя часть борта толщиной 120 мм располагалась под небольшим углом к вертикали, а нижняя толщиной 80 мм выполнялась гнутой, расширяющей корпус над гусеницей почти до габарита машины. Такая конструкция борта позволяла в верхней части, наиболее нагруженной при обстреле противотанковой артиллерией противника, создать повышенную бронестойкость и сэкономить на массе в сравнении с танком ИС-3, имевшим толщину брони на бортах 90 мм.

Корма, с учетом меньшей вероятности поражения, была выполнена толщиной 50 мм, т. е. меньшей по сравнению с ИС-3, имевшим корму толщиной 60 мм, и ИС-4 — 100 мм. Таким образом, защита сзади несколько проигрывала по толщине, но это компенсировалось тем, что кормовой лист брони располагался под наклоном.

Литая приплюснутая башня тоже имела большие конструктивные углы наклона и дифференцированную толщину в зависимости от курсовых углов.

При проектировании защиты этого танка впервые в полной мере использовали накопленные во время войны статистические данные поражаемости отдельных деталей корпуса, а также башни, что позволяло избегать перетяжеления тех деталей и мест танка, попадания снарядов в которые исключительно редки, и сосредоточить основную массу брони для защиты наиболее поражаемых участков, куда чаще всего попадали снаряды, выпущенные с близких расстояний.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Как смогли переименовать ИС-10 в Т-10 при живом Сталине?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *