Как советские конструкторы разработали вездеход, способный передвигаться по луне

вездеход, способный передвигаться по луне

Наибольший вклад в дело создания универсального шасси для зенитно-ракетного комплекса внесли заместители главного конструктора КБ-3 Н. В. Курин, А. А. Магденко, а также начальники отделов и ведущие конструкторы А. Г. Янсон, В. Л. Лопаткин, А. И. Карабанов, Л. Ф. Царенко. На этом практически закончилась работа в КБ над гусеничными машинами для ракетных комплексов.

Однако сотрудничество Ж. Я. Котина с С. П. Королевым не сразу полностью прекратилось, оно еще продолжалось в деле создания вездеходных машин, на этот раз весьма оригинального назначения.

Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения, к организации которого немало труда приложил Котин и где трудились многие кировские конструкторы, пожелавшие применить свои способности в чисто научных областях, получил от Королева задание проработать возможность создания вездехода, способного передвигаться по Луне. Конструкторы-танкисты за свою не столь уж долгую творческую жизнь видели немало неожиданного, но от этого задания поначалу повеяло фантастикой.

В мае 1964 года в Ленинград прилетел на личном самолете С. П. Королев, на аэродроме его встречал Ж. Я. Котин. Визит был приурочен к воскресному дню, чтобы не привлекать внимания не посвященных в это весьма секретное тогда дело. Ознакомившись с проработками лунохода, Королев, полагаясь на авторитет Котина, без особых колебаний согласился с конструкцией подвески ходовой части, колесами, трансмиссией и даже двигателями, предложенными разработчиками.

В присущем ему стиле Королев с ходу всё утвердил и сказал: «Действуйте!»

По опыту работы над моделями бронетанковой техники разработчики Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИТрансмаш), среди которых было немало выходцев из ОКБТ, их учеников и последователей, не остановились на первой модели. Продолжая исследования, они создали «Луноход-2», а после него и «Луноход-3», более совершенной конструкции.

Вспоминая о связях танкового КБ с академиком С. П. Королевым, заместитель главного конструктора Н. В. Курин писал:

«Первое знакомство наше с С. П. Королевым состоялось в начале 50-х годов глубокой зимой на одном из отдаленных полигонов. Он пригласил нас с К. Н. Ильиным по просьбе Ж. Я. Котина (сам Котин познакомился с С. П. Королевым за полгода до этого), чтобы мы посмотрели старт одной новой ракеты. Через несколько месяцев, в конце лета того же года, мы привезли на первые испытания свой новый стартовый агрегат и впервые увидели старт ракеты с нашего агрегата, который вполне удовлетворил Королева.

вездеход, способный передвигаться по лунеАгрегат был принят на вооружение. Почему нам так быстро удалось решить поставленную задачу? Мы и здесь применили свой испытанный метод — использовали для новой по назначению и по предъявляемым требованиям машины проверенные в эксплуатации и освоенные в производстве узлы и элементы танковых шасси.

Следующая встреча с Королевым, — продолжает свои воспоминания Курин,—состоялась на заводе, в конструкторском бюро, куда он приехал в то время, когда создавалась ракета-носитель для запуска новых искусственных спутников земли и шли поиски наиболее целесообразного способа доставки собранной ракеты из монтажного корпуса на стартовую позицию. Теперь эта операция выполняется с использованием железно¬дорожного пути, но тогда прорабатывались и другие способы, и С. П. Королев просил нас изыскать возможность проверить целесообразность применения для этой цели гусеничных средств передвижения.

Проведенные нами расчеты и проработки показали, что способ доставки ракеты на гусеничном шасси не будет оптимальным по ряду причин, и С. П. Королев с нами согласился…»

И еще одно свидетельство о связях Королева с ОКБТ приводит известный кировский Журналист Ю. В. Жаренов:

«В дни триумфа нашей космонавтики (вспомните: Гагарин, Титов!..) завод посетил Сергей Павлович Королев. Он страстно уговаривал Котина направить все усилия огромного творческого коллектива ОКБТ на освоение космоса… Вырисовывались заманчивые перспективы, предлагалась интереснейшая, престижная работа. Но Жозеф Яковлевич решительно отказал другу: для нас, кировцев, космос здесь, на земле. Надо страну в достатке обеспечить хлебом…»

Главный конструктор в то время имел в виду назревающее задание по созданию новой мощной техники для сельского хозяйства. Приближалось горячее время освоения целинных и залежных земель.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий