Как выглядели великие мусульманские Пророки

великие мусульманские Пророки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Когда-то в 1976 году в Амстердаме неизвестный мужчина, скорее всего иранец, демонстрировал замечательный бронзовый медальон. На нём было изображение благородного мужчины с книгой в руках. Нимб над головой и борода делали его похожим на Иисуса.

По краю медальона шла надпись, что это на самом деле Пророк Мухаммед, держащий в руках Коран. Иранский продавец утверждал, что это действительно Пророк Мухаммед. Но тогда многие засомневались, что это действительно так.

По мнению куратора, в исламе не одобряются, вернее сказать, даже запрещаются изображения основателя религии. Медальон положили на хранение в музей. Прошло 40 лет, и его достали из хранилища, чтобы сравнить с другими изображениями Пророка Мухаммеда, созданными в XIX веке. Тогда Тропенский музей признал правоту прежнего владельца медальона.

Исламские визуализации Пророка, оказывается, распространены в очень богатых и красочных книгах, которые создали древние персидские и османские дворы. Их создавали и сунниты, и шииты между XIV и XIX веками. Во всемирной истории илханидского визиря Рашид ад-Дина 1314 года имелось несколько ранних изображений.

Но когда Эдинбургский университет в 2014 году решил продемонстрировать эти фолианты, то изображения Пророка загадочным образом исчезли. В мире распространено мнение, что ислам рьяно борется с иконами, то любые образные изображения Пророков, даже если их сделали мусульмане, могут спровоцировать насилие. Поэтому такие работы скрывают от широкой публики.

Это двусмыслие поставила под сомнение ведущий эксперт, профессор исламского искусства Мичиганского университета, Кристиан Грубер. Она издала книгу «Достойный похвалы: Пророк Мухаммед в исламских текстах и изображениях». В ней автор говорит, что никогда не было резкой или негативной реакции на публичный показ Мухаммеда в музеях. Она считает, что произошла путаница категорий: мультяшных изображений Пророка, издающих зловоние, и произведений мусульманского искусства.

Почему-то в западной культуре укоренилось намеренное издевательство. Даже в средневековой Европе Пророк был предметом насмешек. Одну старинную рукопись XV века венчает стихотворение Джона Лидгейта «Падение принцев», где Пророк изображён среди свиней. И тогда, и сейчас это было нападками на религию и насмешками над мусульманским меньшинством.

Но чтобы понять современные проблемы мусульман, нужно представить себя в среде исламских художников и меценатов, которые чтили Пророка через живопись. Изображений Пророка Мухаммеда нет в мечетях, в отличие от Иисуса Христа в церкви. В Коране есть обвинения в неправильном обожествлении изображения Иисуса христианами. Там идолопоклонство вызывает беспокойство.

великие мусульманские Пророки

Но нигде в Коране вы не найдёте записей, запрещающих фигуративную живопись. Более поздние мусульманские художники изображали Пророка Иисуса, вылепляющего из глины птицу, чтобы затем вдохнуть в неё жизнь. Ещё позднее, после завоевания Мекки, были удалены языческие статуи из священной Каабы, но была сохранена икона Марии и Иисуса. Пророк ругал свою жену за то, что она повесила шторы с изображениями животных. Но он был не против, кода она переделала их в наволочки.

Формирование неодобрительного отношения к образу никогда не применялось повсеместно. Впервые это было зарегистрировано в документах только спустя два века после смерти Мухаммеда в 632 году. Окончательно неприятие закрепилось в эпоху Аббасидов как способ осуждения предыдущей правящей династии Омейядов, которая восторгалась портретной живописью. Все стены бань Омейядов были расписаны под греческим влиянием одетыми правителями окружёнными обнажёнными жрицами любви и животными. Особенно часто был изображён медведь, играющий на мандолине.

Но Пророка на этих картинах не было. Однако основатель ислама появился на монетах Омейядов в течение 60-ти лет после его смерти. Халиф Абдул Малик чеканил золотые динары, где была изображена стоящая фигура с бородой и мечом в руке. Сначала историки думали, что это изображение самого халифа. Но недавно были проведены сравнения с византийскими монетами с изображениями бородатого Иисуса, которые поменяли общее мнение.

У одной из таких медных монет рядом с фигурой имелась надпись: «Мухаммад». Учёные предполагают, что эти портреты не делались с натуры, а были воплощением лидерства в виде воина-Пророка во время исламских завоеваний. Но постепенно такие монеты стали немодны. В течение следующих пятисот лет больше нет сохранившихся изображений Пророка.

Пророк появился только в работе, которая не была посвящена ему. Это был финал персидского романа Варка и Гульшах, истории с религиозным оттенком. Там влюблённые чудесным образом были воскрешены Пророком. В другой сельджукской сказке, записанной в Конье в Центральной Анатолии в первой половине XIII века, Мухаммед изображён сидящим со скрещенными ногами на зелёном троне. Его окружают четыре халифа-преемника. У Пророка тюркские черты лица и длинные чёрные косы. Это безусловно царственный Пророк, изображённый в сельджукском стиле. Ещё более величественно Пророк предстаёт в прологе поэмы XIV века «Шахнаме», написанной Фирдоуси. Там он представлен, как идеальный прототип древних персидских царей.

Одним из самых популярных произведений для иллюстрирования было повествование о вознесении, собрании коротких канонических стихов, превратившихся в яркое приключение. Там Пророк изображается летящим по небу на лошади, кличка которой Бурак.

Там он ведёт своих собратьев-Пророков в молитве и беседует с Богом. В этой чудесной сказке используется доисламская иконография. Две книги о вознесении Тимуридов, сделанные в Герате в XV веке, имеют изображения белого ангела – петуха. Он проповедует исповедание веры по всему небесному царству. Есть там изображения и огненно-снежного ангела, подобного Будде. На иллюстрациях Пророк встречается с Богом среди клубящихся золотых облаков. Но молящийся Пророк не смотрит на свою огненную славу. Бог в исламе никогда не изображался.

Во время позднего Средневековья как сунниты, так и шииты перестали показывать лицо Пророка в своих произведениях. Даже в одной известной биографии, которую написали по заказу Мурада III, даже лицо младенца Мухаммеда закрыто. В персидской рукописи XVI века, написанной в Ширазе, изображён Мухаммед в покрывале. Его зятя Али уносят идолы в виде обезьян из Каабы.

Неподвижная вуаль Пророка написана золотыми чернилами с надписью: «О, Мухаммад». Если внимательно всматриваться в надпись на вуали, то можно увидеть лицо в форме квадрата, где буквы напоминают глаза, рот и нос. Это настоящая пиктограмма-головоломка, требующая от взирающего применить своё воображение. Лицо Али повреждено. Возможно с ним проводили молитвенные растирания, поцелуи или даже облизывания.

Мухаммеда изображали в виде воина, царя, авантюриста и суфий. Сейчас имеются его абстрактные изображения в виде следа от сандалии или розы. Но эти изображения не менее важны. Все знают, насколько важен Мухаммед для мусульман. Конечно некоторые мусульмане не хотят видеть своего Пророка в изображениях, но это не значит, что изображений никогда не было.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
5 комментариев на тему “Как выглядели великие мусульманские Пророки
  1. Приветсивую всех читателей миром и прошу всех заранее простить, ибо то, что я напишу далее, будет не очень приятно читать, но это все относится и адресовано уже не читателям, а авторам этого гнусного сочинения. Статья полный бред.
    Вы, товарищи невежды, для начала хотя бы подумали, есть ли у вас элементарные знания на тему изображения в Исламе.
    …..а раз их у вас нет, что собственно и видно по вашей глупой статье, то зачем лишний раз себя позорите.
    Скорее всего этот бред был заказан вам очередными клиентами исламофобами, а вы, как обычные панельные девочки, тут же подписались отрабатывать свою постельную зарплату…., ножки раздвинули до самого крайнего предела и рады, а что же вам ещё остаётся делать, ведь ваша суть такова, продаваться даже за мелочь.
    Ну-ну, давайте, давайте, в Судный День посмотрим, кто что на себе понесет.
    Флаг вам в руки!!!!!!

  2. Если бы вы что то понимали в Исламе такую чушь бы не писали…… у Суннитов есть Коран и Хадисы.. в которых сам Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует ) разъясняет религию и то как нужно понимать ее на примерах из жизни … и в них есть четкое понимание на запрет рисование живых существ …… и уж тем более уподобление людям которые в последствии поклоняються рисункам

  3. Странные комментарии «блюстителей чистой веры». Если в Исламе запрещено изображение «живых существ», то у меня нехитрые предложения:

    1. Мусульмане не должны снимать кино, роликов, сфотографироваться, запретить ТВ и т.д.
    2. Отказаться от паспортов с фотографией, ходить в музеи.
    3. И еще много чего…
    4.Известно, что многие иудейские и христианские пророки, святые, ангелы и т.д. чтимы и в Исламе.

    Вопрос: что бы сделали правоверные мусульмане с Сикстинской капеллой, ведь там изображены и «исламские пророки» Муса, Иса, Ибрагим и даже… Бог-Аллах? И вообще, должны ли они ходить в «христианские» музеи, театры, смотреть по ТВ футбол, кино? Везде изображения «живых существ».
    И последний, самый крамольный, вопрос: зачем они валом валят в Европу, ведь там этой «мерзости» хоть пруд пруди?

  4. Считаю, что ничего зазорного нет в изображении пророка Мухаммеда. Очень жаль, что мы не видим этих изображений. Уж если соратники, родные, друзья пророка видели его лицо, то почему мы сегодня не можем его узреть? Не сомневаюсь, что пророк Мухаммед имел благородный облик европеоида-тюрка, ибо его род курейш был тюркских корней. Если когда-либо будет выявлено реальное изображение пророка Мухаммеда, то ислам от этого лишь выиграет.
    Азер Гасанли. Азербайджан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *