Как зародились танки ИС-6 и ИС-7

Как зародились танки ИС-6 и ИС-7
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Сплавная база Кировского завода в блокированном Ленинграде, несмотря на отъезд в Челябинск основного костяка руководителей и специалистов, продолжала действовать, не останавливаясь ни на день, даже в самые мрачные дни блокады. В стенах зданий, на крышах цехов зияли громадные проломы от прямых попаданий снарядов и бомб. Их наспех заделывали, а выбитые стекла зашивали фанерой.

Всюду лежали груды ломаного кирпича, им засыпали многочисленные воронки на заводских дорогах и проездах. Однако, несмотря ни на что, в остававшихся цехах ремонтировали танки, делали снаряды, гранаты и другую продукцию, необходимую для фронта и го¬рода. При этом завод, естественно, испытывал острый недостаток угля, металла и людей.

Сразу после прорыва блокады, и особенно после полного снятия ее в мае 1944 года, в город и на завод стали возвращаться эвакуированные. Неудивительно, что и в Танкограде, напряженно работающем, стали серьезно подумывать не только о возвращении, но и восстановлении производства боевых машин на ленинградской базе. В каком состоянии находится родной завод, в Челябинске мало кто знал, поэтому решили послать «разведку».

Для выполнения этой деликатной миссии Котин снарядил своего испытанного заместителя Н. М. Синева, возглавлявшего до войны на Кировском заводе конструкторское бюро турбинного производства. Для придания ему официального статуса решено было назначить Синева директором филиала Опытного завода в Ленинграде. Весной 1944 года с небольшой группой, в которую входили Л. Е. Сычев, Б. А. Красников и другие наиболее нетерпеливые ленинградцы, Синев приехал в Ленинград.

О планах организации производства тяжелых танков на ленинградской базе И. М. Зальцман и Ж. Я. Котин доложили в Москву, и уже 26 мая 1944 года состоялось специальное решение ГКО, обязывающее ленинградских и челябинских руководителей наладить выпуск боевых машин новых конструкций на Кировском заводе в Ленинграде.

Шел предпоследний год войны, но в руках противника все еще оставалась большая часть нашей территории. Под Ленинградом фронт стоял у Нарвы и на Карельском перешейке. В Белоруссии еще только готовилось широкомасштабное наступление, и все фронты требовали: танков, танков, танков!

Людей из группы Н. М. Синева заводские руководители встретили с пониманием. В здании заводоуправления, все еще обставленном щитами и обложенном мешками с песком, выделили одну комнату, ибо все помещения и само здание конструкторского бюро стояли в полуразрушенном виде. Инженеры тут же приступили к работе, разработав план организации филиала Опытного завода на ленинградской базе. В июне 1944 года главный конструктор Танкограда Ж. Я. Котин утвердил этот план, одним из направлений которого было участие в организации выпуска самоходных артиллерийских установок на шасси ИС-2. Решение это не было случайным. Выпускать сами танки ИС-2 в Ленинграде не было необходимости, ибо в Челябинске действовал конвейер и повторять его в Ленинграде не следовало. А самоходки собирались тогда на нескольких заводах, и при условии своевременных поставок комплектующих можно было быстро подключить Кировский завод к их изготовлению.

Для производства на Ленинградском Кировском заводе приняли хорошо знакомую вернувшимся в Ленинград инженерам самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152. На первых порах узлы шасси, двигатель и 152-мм орудие планировалось получать от смежников.

Как зародились танки ИС-6 и ИС-7Когда сформировался основной костяк коллектива филиала Опытного завода, то единственная комната, выделенная вернувшимся из Челябинска в здании заводоуправления, стала тесноватой и Н. М. Синев решил переместиться в здание, которое занимало СКБ-2 до эвакуации на Урал. Три года оно пустовало, подвергаясь всем опасностям, обрушивавшимся на родной город. Стекла были выбиты, в стенах, посеченных осколками рвавшихся вблизи снарядов, зияли расползающиеся трещины. Поэтому первое время конструкторам из группы Синева творческой работой заниматься не приходилось.

Основное время и силы уходили на восстановление необходимых помещений в здании КБ и ряда цехов. Тем не менее, усилиями немногочисленного коллектива сделали немало, и с помощью челябинцев на полуразрушенном Кировском заводе в Ленинграде стало налаживаться танкостроение.

Однако основной задачей филиала Опытного завода в Ленинграде оставалось техническое обеспечение производства самоходных артиллерийских установок, выполнение заказов по серийным агрегатам для ИСУ-152, организация опытного цеха, подготовка оснастки, стендов и лабораторий в интересах танкового производства.

Рассказывая об этом периоде жизни конструкторского бюро, вернувшийся тогда в Ленинград инженер-конструктор Б. А. Красников вспоминал:

«Мы сразу же начали налаживать производство боевых машин. В первую очередь восстановили цех ’’Сборка-3“. Из Челябинска нам прислали заготовки для ИСУ-152, и очень скоро машины этой марки стали выходить из ворот завода. Фронт стоял не так уж далеко от города — на реке Нарве. Маршрут испытательного пробега наших мощных самоходов проходил сперва по Краснопутиловской улице, мимо Средней Рогатки, через Пулковские высоты, через Красное Село, почти полностью разрушенное войной, и далее по дороге на Нарву. Вдоль шоссе стояли совершенно пустые деревни, чернели обгорелые русские печи, всюду — следы пожарищ».

31 марта 1945 года в Ленинграде собрали первую серийную партию из пяти ИСУ-152. В ознаменование производственной победы рабочие-блокадники выставили только что собранные ими боевые машины в сквере перед Домом культуры имени И. И. Газа и с гордостью показывали их всему городу.

Когда эти машины отправили на фронт, бои шли уже на территории прибалтийских государств. Тем временем в Челябинске Котин смело экспериментировал, завершая испытания опытных образцов танка ИС-6 (объекты 252 и 253). Вслед за ними началась разработка новых оригинальных проектов танка ИС-7 (объекты 254—259), которые заканчивали уже в Ленинграде после войны.

Великая Отечественная война подходила к концу, но на заводах, выпускавших военную продукцию, трудовой ритм снижался очень медленно. Как приняли в тревожном октябре 1941 года сводный коллектив в Челябинске директор И. М. Зальцман, главный конструктор Ж. Я. Котин, парторг ЦК ВКП(б) М Д. Козин, так и довели его до победного 1945 года. В честь Победы, незадолго до окончания войны, директору завода И. М. Зальцману и главному инженеру С. Н. Махонину были присвоены генеральские звания. Немного позднее звание генерал-майора инженерной службы присвоено главному конструктору серийного производства Н. Л. Духову.

В те дни за выдающиеся заслуги в деле создания новых конструкций тяжелых танков Кировский завод на Урале, знаменитый Челябинский Танкоград, был награжден орденом Кутузова II степени.

Вклад танкостроителей-кировцев в дело всенародной борьбы и Победы в Великой Отечественной войне был приравнен к выигранному сражению: директор завода И. М. Зальцман и главный конструктор Ж. Я. Котин были награждены высшими полководческими орденами — Суворова I степени. Орденами и медалями, в том числе и боевыми, награждены многие труженики Танкограда.

Ленинградский филиал Опытного завода постепенно укреплял свои силы, его руководитель Н. М. Синев постоянно поддерживал связь с Челябинском, докладывая главному конструктору Котину о своих делах, о том, как остро не хватает людей в Ленинграде.

Тем временем в Ленинград понемногу начали съезжаться эвакуированные в различные города рабочие, инженеры, конструкторы. Из Свердловска вернулась группа кировских конструкторов-артиллеристов, занимавшихся там выпуском самоходных артиллерийских установок. Возглавлял эту группу конструктор Н. В. Курин, участвовавший ранее в проектировании и испытаниях танков КВ, Т-50, КВ-6 и КВ-7. Группу Курина на первое время разместили в Доме культуры имени И. И. Газа. Не обращая внимания на неустроенность быта, люди сразу же приступили к работе.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Как зародились танки ИС-6 и ИС-7
  1. Благодарю за материал, по истории создания ранее ничего не знал. Все же ИС-7 был интересным проектом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *