Какая национальная идея на Руси?

Какая национальная идея на Руси?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поскольку народ на Руси с давних времен и по сей день находится в состоянии перманентного раскола, постоянно на повестке дня стоит вопрос о той национальной идее, которая неким чудесным образом всех объединит.

Однако в том то и дело, что пока не придумали идею, которая объединила бы всех и всех удовлетворила. Скорее всего, под этим нужно понимать некую ценность, которая должна объединить, сплотить русский народ.

Естественно, национальная идея как философская категория могла появиться только в период оформления национального государства, каковое в России появляется в XVII-XVIII вв. До этого времени единое национальное самосознание отсутствовало.

В раннеимперское время национальная идея выковывалась в ходе петровских преобразований. Основным содержанием ее был приоритет государства над всем прочими ценностями, как корпоративными, классовыми, сословными, так и личными.

Петр полагал, что каждый на своем месте должен всего себя отдать государству. Себя в этом плане он не исключал из общего числа: «Вы сражаетесь не за Петра, но за государство, Петру врученное».

Однако данная идея в полной мере работала только при Петре. Период дворцовых переворотов, время Екатерины Великой серьезно размыли эту идею. Дворянство, которое ранее было фундаментом этой идеи, стремиться избавится от обязательств перед государством. Причем до такой степени, что когда Павел I попытался вернуться к петровской идеологии всеобщей службе государству, его попросту убили.

При Николае I вновь была предпринята попытка создать цельную идеологическую концепцию, сплачивающую русский народ. Эта концепция, разработанная министром просвещения графом С. Уваровым, получила наименование «теории официальной народности», базирующейся на трех принципах: «православие, самодержавие, народность».

Однако, эта теория, предназначенная для сохранения существующего архаического строя, никак не могла стать объединяющей для всех слоев населения. Ее вполне воспринимали два-три процента населения в виде землевладельцев, чиновников, духовенства, но уж никак не видели идеала в существующей системе подавляющая масса крепостного крестьянства, интеллигенция, формирующиеся буржуазия и пролетариат. И дело было не только в самой теории, но и в отношении к тем, кто ее пропагандировал.

Один из компонентов данной теории – православие – теоретически мог стать фундаментом национальной идеи. Но этого не произошло, да и не могло произойти на практике. Первая причина очевидна – значительная часть населения как России императорской так и современной не является православной.

Но даже среди русского населения уже в XIX веке православие испытывало серьезный кризис. Это касалось, прежде всего, интеллигенции, которая хоть и немногочисленна, но является проводником любой идеи. В дальнейшем этот кризис распространился и на широкие слои населения.

Не стоит думать, что разрушение большевиками церквей и гонения на церковь в годы советской власти были абсолютно осуждаемы всем народом. Значительная его часть уже воспринимало эти действия индифферентно. И уж конечно православие не сможет стать национальной идеей в современной России, где даже большая часть даже называющих себя при опросах православными, не слишком активно придерживаются практики и образа жизни православия.

Пожалуй, самым успешным опытом оформления и распространения национальной идеи было «строительство коммунизма». Даже интернациональность этой идеи не мешала воспринимать ее ценности как национальные хотя бы потому, что советские народ полагал себя неким избранным народов в деле распространения коммунизма.

Да и всякий народ, принимающий коммунистическую идеологию, воспринимался уже как родственная национальная общность. Выигрышной стороной этой идеи были ее внеконфессиональность, отсутствие ориентации на какой-то отдельный народ, ориентация на самые широкие слои населения, заложенные в ней идеи равенства, справедливости.

При этом коммунистическая идея имела все черты религиозности – некий социальный идеал будущего общества, объекты поклонения, ритуалы. На этой почве могли объединиться люди любой народности, религии, профессии. Однако продержаться долго эта идея не смогла. Причин этого немало.

Какая национальная идея на Руси?

Во — первых, насаждалась она силовым путем, что конечно обычно плохо воспринимается, во-вторых, идея довольно жестко расходилась с реальностью – к идеальному строю не удалось даже приблизиться. В третьих, перестали вызывать доверие люди и организация, которые эту идею поддерживали. Поэтому крах этой идеи оказался вполне закономерен. Это не значит, что сама идея окончательно погибла, однако на современном этапе условий для ее возрождения нет.

Некоторые полагают, что в роли национальной идеи должен выступить патриотизм. Кто бы спорил, если под патриотизмом понимать любовь к Родине. Но даже такая простая формула: патриотизм=любовь к Родине – понимается по-разному.

Одни полагают, что любовь к своей стране заключается к принятию ее такой, какая она есть, со всеми недостатками (с дураками и дорогами). Другие полагают, что любовь к ней заключается не в любви к недостаткам, а наоборот – в ненависти к ним, и соответственно в стремлении от них избавиться. Вроде и те и другие патриоты, но друг друга терпеть не могут. Какой уж тут общий патриотизм как национальная идея.

Также некоторые считают, что в качестве национальной идеи могут выступать общечеловеческие ценности – свободы, безопасность личности, равные возможности для всех. Но все эти ценности имеют слишком широкое, разнообразное и противоречивое понимание и толкование для того, чтобы всех объединить.

Иногда в качестве примера называют присущую США идею т.н. «американской мечты», согласно которой каждый человек в Штатах, какое бы место он не занимал на социальной лестнице, имеет возможность для взлета на самый высокий уровень исключительно собственными усилиями.

Эта мечта с ранних времен побуждала многих людей стремиться попасть в США. Идея вполне реалистична в американских условиях и не теряет своей силы, несмотря на то, что очень немногие на самом деле взлетают.

Однако нельзя сказать, что она может привиться на российской почве. Ибо в менталитете русского человека головокружительный подъем по карьерной лестнице редко воспринимается как им самим, так и окружающими, как результат его собственных усилий. Оно видится или как чудо, либо как результат полезного знакомства, взятки и т.п. Ибо народная мудрость гласит: «трудом праведным не наживешь палат каменных».

Какой можно сделать вывод. Национальная идея, навязываемая сверху, вряд ли станет воспринята обществом, даже если завесить лозунгами все стены, и постоянно сообщать о ней по телевизору. Устойчивая национальная идея может быть порождена только самой нацией, вызреть в ней.

И если она не вызревает, искусственные попытки создать ее обречены на неудачу. И приходится констатировать, что российское общество такой идеи сейчас не имеет и не видно предпосылок того, что она может скоро появиться, хотя это вовсе не исключает, что она может появиться. Однако для этого должны произойти очень серьезные изменения.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Какая национальная идея на Руси?
  1. Ну да, куда нам сиволапым. Это США за свою куцую историю созрели до идеи , а мы нет. А патриотизм?! Так о нем известный Ковалев уже высказался — прибежище негодяев. Ничего России не светит.
    Уже слышали. Покаяться и искать свет в конце туннеля. Долго и безрезультатно, а автор и дальше нам будет сладенько напевать о нашей никчемности!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *